Как поднимали подводную лодку

   
   

В течение двух дней вице-премьер Илья Клебанов проводил консультации со специалистами Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин". После чего сделал сенсационное заявление о том, что, возможно, моряков вообще доставать не будут.

"Во всем мире нет традиции извлечения тел..." - сказал Клебанов на пресс-конференции.

Вряд ли это личное мнение вице-премьера. Озвученная позиция лишний раз подтверждает: многие из высокопоставленных гражданских и военных чиновников не желают поднимать не только "Курск", но и погибших моряков, ведь даже мертвые способны рассказать о многом.

Черный январь

Январь 1961 г. стал одним из самых трагических для Северного флота: было потеряно сразу три подводные лодки. Сначала взорвались торпеды на борту Б-37. Мощный взрыв фактически уничтожил и стоявшую здесь же, у причала в Полярном, другую подводную лодку С-350. В общей сложности погибло 122 моряка.

А через несколько дней флот потерял С-80, способную нести ракеты в двух контейнерах.

Связь с лодкой оборвалась в 00 часов 28 минут 27 января 1961 г. Сразу же на поиски субмарины были посланы спасательное судно и два эсминца. Через день к ним присоединились еще пара эсминцев, четверка малых противолодочных кораблей и корабль разведки. Включилась в поиск и авиация.

Район, где пропала лодка, находился примерно в 50 милях от берега. Площадь поиска составила без малого 384 кв. мили. Но результатов не было.

Лишь 3 февраля рыбаки с одного из траулеров в своих сетях обнаружили аварийный буй, на пластине которого четко читался тактический номер - С-80...

Поиски подводной лодки продолжались до 16 февраля, после чего были прекращены. На дне Баренцева моря осталось 68 моряков.

Приказано поднять

Субмарину нашли только 23 июля 1968 г. Она лежала на глубине 200 м на твердом грунте, чуть накренившись на правый бок. На правительственном уровне приняли решение о подъеме корабля.

Но чем поднимать? Когда-то в Советском Союзе существовала мощная и эффективная судоподъемная фирма ЭПРОН, которая за 14 лет существования подняла - внимание - 3916 кораблей и судов общим водоизмещением в 2,72 млн. т. Однако по решению Н. Хрущева фирма была ликвидирована, а вместо нее появилась хилая аварийно-спасательная служба, практически ни на что не способная.

Только гибель С-80 заставила правителей государства выделить деньги на развитие спасательных средств. В короткое время спроектировали и построили специально для подъема подводных лодок судно "Карпаты".

Операция по подъему С-80 началась в июле 1969 г. Первые обследования с помощью водолазной камеры показали, что оба аварийных буя отданы. Это означало, что по крайней мере в кормовых отсеках подводники после затопления лодки были живы.

Под корпусом лодки промыли тоннели, в которые завели стальные тросы. К концам их прикрепили понтоны. После закачивания воздуха 27 июля 1969 г. субмарина была поднята с 200-метровой глубины.

Моряки умирали медленно

Первым осмотреть лодку доверили кораблестроителю Ростиславу Филоновичу. Вице-адмирал с ужасом вспоминает эту "экскурсию":

- Я вошел в лодку с кормы, через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. В первом, втором и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо - и это спустя восемь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря.

А вот что вспоминает контр-адмирал Юрий Сенатский:

- В бухту Завалишина, где стояла на понтонах С-80, подогнали средний десантный корабль. В трюме поставили столы патологоанатомов. Врачи оттирали лица погибших спиртом и не верили своим глазам: щеки мертвецов розовели! В их жилах еще не успела свернуться кровь. Она была алой. Врачи уверяли, что на запасе отсечного воздуха подводники могли вполне протянуть неделю. Неделю ждать помощи и уходить в бреду удушья...

По всем признакам, моряки до последней секунды боролись за жизнь и ждали, когда их выручат. Сначала они стравили сжатый воздух из парогазовых торпед. Потом держались с помощью ИДА - индивидуальных дыхательных аппаратов: все кислородные баллончики "идашек" были пусты.

Пытку удушьем не все могли выдержать. Один из матросов затянул петлю на шее, лежа на кровати. Мичман Н. добрался до аккумуляторной ямы второго отсека и замкнул руками шину с многоамперным током.

Почему погибла лодка

До поднятия лодки военное и политическое руководство страны считало, что С-80 протаранила иностранная подлодка. Оказалось, что это не так.

Вот что сказал вице-адмирал запаса Евгений Чернов:

- Лодки не должны тонуть просто так. Как только С-80 стала уходить на глубину, матрос-моторист бросился перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Он отжимал рычаг заслонки вправо, а надо было влево. Парень жал с такой силой, что согнул шток. Он был уверен, что перекрывает, на самом же деле открывал по максимуму. В чем же дело? В пустяке. Матрос этот был прикомандирован с другой лодки, где воздушная магистраль перекрывается не влево, а вправо. Матрос не знал этой особенности. Выходит, виноват в гибели С-80 тот, кто по должности должен был предупредить его об этом.

Таких матросов из других экипажей было семь человек, не считая прикомандированных "чужих" офицеров.

Стоит напомнить, что и на "Курске" экипаж был сборным: часть команды служила на подводной лодке "Воронеж"...

Смотрите также: