Добро пожаловать в мышеловку!

   
   

От всех прочих видов мошенничества лохотрон составляет не более сотой доли процента, но он неистребим и вечен. Говорят, его придумал крупный московский авторитет, вор в законе. По другой версии, "крестный папа" игры - видный российский политик. Но кто бы ни был автором идеи, афера эта проста по сути, чрезвычайно прибыльна и - что важно - труднодоказуема как преступление.

Никто и никогда не подойдет к вам, чтобы дать денег. Только отнять

"Кручу-верчу - обмануть хочу"

Замелькали "наперстки", закрутились барабаны лототронов, замигали мониторы компьютеров. Сначала - на столичном ВВЦ, на Черкизовском рынке, в аэропортах и на вокзалах. Потом - и в других мегаполисах, там, где люди имеют наличные деньги. Нищая периферия мошенников не интересовала.

Раньше лохотронщики действовали под официальным прикрытием всевозможных благотворительных лотерей. Сейчас их положение нелегально, но от этого мало что изменилось.

Недавно в Татарстане УБОП разом задержало шесть десятков человек - целую армию лохотронщиков, которая изобретательно и вдохновенно занималась отъемом денег у простаков. На каждой из 12 точек игры "Счастливый случай" "творила" целая бригада: ведущий (или "низовой"), рекламный агент ("подарок"), подставные игроки ("верхние"), дающий в долг ("грузчик"), контролирующие ("жучки"). Как по нотам ежедневно разыгрывался один и тот же спектакль. Суетящийся зазывала впихивал пригласительные билеты гражданам и подводил их к точке, откуда неслись радостные крики "выигравших" бешеные деньги. Перетасовав блоки с билетами и разложив их перед растерянной жертвой, ведущий предлагал любой, на выбор. Выбор всегда оказывался выигрышным, но в этот момент у второго игрока - надо же! - выпадало такое же количество очков. Спорная ситуация решалась следующим игровым сеансом, где, как нетрудно предположить, опять выпадали равные очки. Тогда ведущий бодро выкрикивал: "Делайте ставки, господа!" И господа делали, подбадриваемые одобрительными возгласами толпы. Когда у впавшего в азарт лоха заканчивались деньги, наступала очередь кредиторов. "На, возьми, добей, еще чуть-чуть - и тебе повезет". Но злой рок все никак не давал выиграть. Никому и никогда.

Бедной жертве было невдомек, что все в этом аттракционе - и игроки, и зрители-болельщики, и случайные кредиторы - лишь "подставы". Фальшивыми были даже призы - оклеенные скотчем яркие коробки из-под видеомагнитофонов, внутрь которых для веса ставились бутылки с водой. А деньги, даваемые в долг, были деньгами самого же лоха. Купюры незаметно переходили от "низового" к "грузчику", и человек брал взаймы свои же собственные 100-рублевки. Такой вот круговорот.

Как курица золотые яйца, розыгрыши "Счастливого случая" несли баснословные барыши. По самым приблизительным подсчетам, одна точка давала минимум пять тысяч рублей в день. Умножьте это количество точек и на число рабочих дней - получается полтора миллиона в месяц. На кассовых аппаратах пробивали рублей двести в день, с этой символической суммы и платили налоги.

Идейные борцы за дензнаки

Главным козырем мошенников была их мобильность. Потерпевшие писали заявления, вели милиционеров на рынок, а там им улыбались совершенно незнакомые лица. Кроме того, на каждого принятого на работу официально, по трудовому соглашению, приходилось еще по пять-шесть законспирированных лиц, трудившихся "втемную".

Хитроумные мошенники к делу подходили избирательно. Скандальным и приезжим долги прощали, а вот местных "прессовали" жестко, брали даже долговые расписки (между прочим, с указанием места жительства!). Одну мамашу с ребенком аферисты выжали, как лимон, - на 230 тысяч рублей. Пять было при ней, остальное - собранное на новую квартиру - несчастная под неусыпным контролем "жучков" принесла из дома. В Москве года два назад известный правозащитник из дома привез лохотронщикам три тысячи долларов; через пару дней опомнился, кинулся в милицию. На вопрос оперативников, зачем деньги-то отдал, недоуменно ответил: "Это же долг чести!"

Оперативники в глубине души считали потерпевших наивными простаками. Но потом мнение свое резко изменили - слишком изощренным был обман, слишком сильно психологическое давление со стороны мошенников. Они работали так артистично, что не попасться в эти прозрачные сети мог лишь какой-нибудь железный дровосек. Каждый вечер руководство лохотронщиков устраивало для них самые настоящие планерки. Составлялась схема миграции - какая группа где будет работать завтра. Раздавались памятки с подробным объяснением, как правильно вести себя, если загремишь в милицию. На одной из центральных казанских улиц, возле кафе, передавались деньги для доставки в Москву столичной "крыше".

Не пойман - не мошенник

Доказать мошенничество очень нелегко, еще более туманны судебные перспективы. Трудно задокументировать весь процесс вытягивания денег. Не говоря уже про опознания, на которые потерпевшие - как правило, иногородние - явиться просто не могут. Однако в Санкт-Петербурге есть своя методика борьбы с лохотронщиками, там сейчас возбуждено несколько десятков уголовных дел.

В Альметьевске к уголовной ответственности привлечены шестеро жителей Нижнего Тагила, все получили серьезные сроки заключения.

В Казани 64 задержанных. Изрядно попотеть пришлось всему УБОПу. Нужно реконструировать весь механизм обмана и доказать, что у жертв изначально не было возможности выиграть. Пока следствию известен лишь один факт выигрыша - 50 рублей получил удачливый гражданин, и то потому, что рядом оказался сотрудник милиции.

Пока в лохотроне крутятся большие деньги, он будет существовать. Как защищаться? Сто с лишним лет назад Достоевский писал: "Я знаю секрет, как не проиграть, а выиграть. Он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтобы удерживаться поминутно и не горячиться".

Смотрите также: