- Он уже не так ко мне относится, как раньше, - Даша тяжело вздохнула и взглянула на подругу, - понимаешь, как-то все так обыденно стало, никакой страсти, романтики.
Алиса усмехнулась:
- А что же ты хочешь? Вы уже десять лет женаты.
Она задумалась, а потом добавила:
- Тебе вообще грех жаловаться. Он тебя любит? Любит. Обеспечивает? Обеспечивает. Налево ходит? Не ходит. Пьет? Нет. Чего же тебе еще от него надо? Совсем ты заелась. С жиру бесишься. Романтику ей подавай! Цени то, что есть. Думаешь, многим, как тебе, повезло?
- Да я все, конечно, понимаю. Он действительно очень хороший муж. Просто иногда, знаешь, хочется, чтобы была такая же острота чувств, как в первые годы брака.
Алиса лукаво улыбнулась:
- Ну если ты так хочешь, этого можно легко добиться.
- А как? - Даша с надеждой посмотрела на Алису. Они дружили еще с института, и Даша всегда считала подругу намного умнее себя.
- Очень просто. Заведи любовника. Мужики знаешь как такое чувствуют. Ревность отлично поможет всколыхнуть все чувства.
- Да ты что? Я Леню так люблю, что мне на других мужчин и смотреть-то не хочется, а не то что любовника заводить.
- Ну тогда можно хотя бы видимость создать.
- Что-то я не пойму, какая такая видимость? Либо любовник есть, либо его нет... - недоуменно проговорила Даша.
- Боже мой, все тебе разжевывать надо. Эту самую видимость создать очень легко. Будешь сама покупать себе цветы, раза три в неделю вечером домой поздно приходить. Если хочешь, я тебе буду каждый день звонить, и будешь со мной разговаривать, как будто я и есть этот самый призрачный любовник. Слава Богу, у вас один телефонный аппарат, и Леня не сможет нас подслушивать. И, естественно, у него не будет сомнений, что ты разговариваешь с каким-то мужчиной. Ну, все поняла?
- Да вроде бы поняла, - неуверенно сказала Даша. - Только что, если Леня поверит в мою неверность и подаст на развод?
- Исключено, - отрезала Алиса. - Ты же знаешь, я в людях хорошо разбираюсь. Он никогда этого не сделает. Слишком тебя любит. Ну да, понятно, его будет мучить ревность, но нам же ведь этого и надо. Он будет переживать и поймет, какое ты сокровище и как страстно он тебя любит. Ведь ты же этого хочешь?
- Этого, - Даша просияла. - Наконец-то я действительно все поняла. Ты у меня просто гений. Спасибо за совет. Так когда мы начнем действовать?
- А зачем откладывать в долгий ящик? Завтра же и начнем наши ежедневные разговоры. И не забывай про все остальное, о чем я тебе говорила... Ну, в гостях хорошо, но пора и домой собираться.
Проводив Алису, Даша еще долго стояла в прихожей, всматриваясь в свое отражение в зеркале.
Алиса сдержала обещание и на следующий же вечер позвонила подруге.
- Привет, Дашка. Называй меня Денисом. Поняла? Смотри, а то вдруг машинально назовешь меня Алисой, тогда все дело накроется.
- Здравствуй, Денис, - неуверенно ответила Даша.
- Вот, молодец, - похвалила ее Алиса, - только увереннее говори. Ну что, Леня твой дома?
- Да.
- А он тебя сейчас слышит?
- Я думаю, да.
- Вот и прекрасно. Продолжаем разговор.
Через две недели Даша позвонила подруге с работы. Алиса сразу же поняла, что Даша чем-то очень расстроена.
- Алиса, можно я к тебе сегодня заеду? Мне очень нужно с тобой поговорить.
- А что такое случилось, можешь сказать? У тебя такой голос, будто произошло что-то ужасное.
- Да нет, ничего ужасного. Просто я так больше не могу. Не могу больше выносить, как Леня страдает. Мне, наверное, даже хуже, чем ему. Ведь это я зачем-то эту ахинею придумала, а он так мучается. Просто не знаю, что мне делать дальше.
- И только-то? Боже, как ты меня напугала. А я уж подумала невесть что. Ну хорошо, давай сегодня встретимся. Только ко мне не приезжай, а то у меня там родственнички понаехали, поговорить даже негде будет. Можно будет посидеть в квартире на Соколе.
- Как на Соколе? Ведь ты же ее сдаешь.
- А она сейчас пустая, как раз недавно жилец съехал. Там мы с тобой и обсудим, что тебе дальше делать. Не волнуйся, все будет нормально.
Сразу же после работы Даша поехала на Сокол. Она никогда не была на этой квартире Алисы, и поэтому долго не могла найти нужный дом.
Алиса уже ждала ее и хлопотала на кухне.
- Представляешь, какая сволочь у меня жила, - с возмущением говорила она, когда Даша уселась за стол. - Сегодня прихожу, смотрю - стол письменный поцарапан, ковер прожжен, а в ванной зеркало разбито. Вот свинья, а казалось, такой приличный мужчина. Ну как после этого можно кому-нибудь доверять! И съехал тоже внезапно - неделю назад позвонил и сказал, что в выходные уже съезжает. Разве так можно - надо хоть за месяц предупреждать.
- Да-да, - рассеянно повторяла Даша, совершенно не слушая подругу.
- Ну ладно, тебе сейчас не до моих проблем, - сказала Алиса, взглянув на нее. - Расскажи лучше, как там у тебя.
- А что рассказывать, - Даша как будто сразу вышла из оцепенения. - Я же тебе уже обо всем говорила.
- Я понимаю, по телефону многое о таких вещах не скажешь. Давай все по порядку.
- Хорошо, - Даша вздохнула. - Сначала он не обращал внимания на наши разговоры, ну, по телефону, и это меня жутко задело. Я думала, что, наверное, совсем стала ему безразлична, если он слышит, что я разговариваю с мужчиной, и даже не интересуется, кто это. И я стала возвращаться поздно домой с букетами.
- Надеюсь, ты не лютики полевые себе покупала? - пошутила Алиса, чтобы подбодрить подругу.
Но Даша была так расстроена, что даже не слышала Алису.
- Тогда он несколько раз пытался выяснить, что все это значит. Но я ничего не объясняла и только отшучивалась. И он стал, приходя с работы, все время дежурить у телефона. Каждый раз, когда раздавался звонок, судорожно кидался к аппарату. Он и правда поверил в то, что у меня есть любовник. Но меня даже не обвинял. Я его знаю - он наверняка думает, что сам во всем виноват и, может быть, даже сам подтолкнул меня к этому. Он ужасно мучается и страдает. Я теперь просто не знаю: что за блажь на меня нашла? Как я могла так подло с ним поступить? И как мне теперь ему во всем признаться, после того, что он пережил? Ведь он подумает, что я просто стерва. Возненавидит меня.
- Да брось. Что ты за вещи такие говоришь? Он же тебя любит и все простит. Давай, гляди веселее. А я для нас вот что купила, - Алиса вытащила из холодильника бутылку дорогого шампанского.
- Да нет, спасибо, я не буду. Не хочу.
- Через "не хочу". Выпьешь и немного в себя придешь. Я тебе совсем немного налью.
- Ты действительно думаешь, что, если я скажу Лене правду, он меня простит? - Даша с надеждой посмотрела на Алису.
- Слушай, ну сколько тебе можно повторять, конечно, простит, куда он денется? Видишь, как он тебя любит? Тебе вообще с ним крупно повезло.
- Это точно, - вздохнула Даша.
- Вот интересно, почему одним везет, а другим всю жизнь никто приличный не встречается? Ведь посмотри - у тебя не муж, а золото, а я уже два раза замужем была, и что? Один - кретин, второй - алкоголик. Ну за что мне такое? Я что, хуже тебя? Нет, ты скажи мне?
- Да ты лучше, чем я, - и красавица, и умница, и сама всегда себя обеспечивала. А я все время у мужа на шее сидела. Тебе обязательно повезет, встретишь ты еще хорошего человека.
- Встретишь, встретишь, - угрюмо проговорила Алиса. - А когда? Время-то идет... Ты забыла, что нам с тобой уже тридцать четыре?
- Нет, не забыла. Ну что же делать, если пока не везет? Руки на себя наложить, что ли?
- Зачем же на себя? Можно и на кого-нибудь другого.
- И на кого же? - Даша улыбнулась.
- Ну мало ли на кого... - уклончиво ответила Алиса. - А помнишь, как вы познакомились с Леней?
- Как же такое забыть? Ты же с ним тогда встречалась, а я к тебе случайно домой зашла, когда он у тебя сидел.
- Да, и он в тебя с первого взгляда влюбился, а меня бросил.
- Ты же помнишь, как я мучилась. Мне было ужасно стыдно за то, что так получилось.
- Да... Единственное, почему я вас обоих простила, так это потому, что встретила Тимура. Тогда мне казалось, что он - тот самый человек, которого я ждала всю жизнь... Правда, я в нем быстро разочаровалась. И сейчас я уже уверена, что Леня - это как раз то, что мне было нужно. Мне с ним было очень хорошо. Он мне идеально подходил. Да и сейчас подходит, - Алиса с вызовом посмотрела на Дашу.
- Что ты имеешь в виду?
- А то, что я собираюсь вернуть себе то, что когда-то мне и принадлежало.
- Как это?
- Он опять будет моим.
- Я тебя что-то не понимаю, - Даша с удивлением смотрела на подругу.
- Ну, конечно, не понимаешь, - усмехнулась Алиса. - Это твое обычное состояние. До тебя вообще все доходит, как до жирафа. А непонятного тут ничего нет...
Через два дня, когда Алиса возвращалась с работы, у подъезда ее ждал Леонид. Выглядел он ужасно - расстроенный, потрясенный, с огромными синяками под глазами, как будто не спал несколько ночей.
- Леня, привет, ты что, меня ждешь? - удивилась Алиса.
- Да, я тебе уже два дня дозвониться не могу, - тихо проговорил Леонид.
- Что-нибудь случилось? - Алиса участливо посмотрела на него.
- Да, - Леонид с трудом мог заставить себя выговаривать слова. - Два дня назад Дашенька не пришла домой ночевать. И больше я ее не видел.
- Правда?
- Я знаю, вы с ней - лучшие подруги. Может, ты в курсе, где она?
- Ну пойдем, - Алиса быстро набрала код и вошла в подъезд. Леонид медленно пошел за ней.
- Проходи прямо в комнату, можешь не разуваться, - сказала она, открыв дверь в квартиру. - Я сейчас.
Войдя в гостиную через несколько минут, она увидела, что Леонид сидит, обхватив голову руками.
- Так ты можешь мне сказать, где она? - он беспомощно посмотрел на Алису. - Она что, бросила меня, да?
- Давай я тебе расскажу все, что знаю. Где-то примерно недели три назад я разговаривала с Дашкой, и она мне призналась, что влюбилась.
- Кто он? - в голосе Леонида звучали боль и отчаяние.
- Мой жилец. Ну помнишь, я квартиру на Соколе сдаю. Дашка у меня в гостях была, а он заезжал мне деньги отдать. Вот тогда они и познакомились. Это было примерно месяц назад.
- Он ей звонил, наверное, недели две каждый день, - проговорил Леонид. - Я слышал, как она с ним разговаривала. А потом еще она с ним часто встречалась. Домой приходила с шикарными цветами. Слушай, - он взглянул на Алису. - Получается, он с ней у тебя на квартире встречался?
- Наверное, - Алиса отвела глаза.
- И ты об этом знала и ничего мне не говорила?
- Да как я тебе могла об этом сказать - причинить тебе такую боль?.. - Алиса с нежностью посмотрела на него. - А потом, какой из этого был бы толк? С ней я много раз об этом говорила. Просила опомниться, подумать о том, как ты страдаешь, какой ты хороший, любящий, верный.
- Ну и?..
- Все без толку. Она мне говорила, что больше тебя не любит и давно уже, что только терпела, потому что ты ее обеспечивал.
- Не может быть, - Леонид закрыл лицо руками.
- Я тоже сначала не могла в это поверить. Думала, она такое несет, чтобы себя было легче оправдать. А потом поняла, что она правду говорит. Столько у нее было на тебя обиды, злости... Не пойму, за что. Ведь ты же ее так любил, все для нее делал.
- Так она решила к нему уйти? - глухо спросил Леонид.
- По-моему, да. Вот поэтому-то она и делала все в открытую и ничего от тебя не скрывала.
- Значит, она сейчас у него должна быть, да?
- Ну, наверное, - неуверенно произнесла Алиса.
- Тогда я сейчас туда поеду.
- Может быть, сейчас не надо, ты в таком состоянии...
- А ты считаешь, у меня потом настроение поднимется?
- Нет, - Алиса смутилась. - Тогда уж, можно, я с тобой поеду?
- Как хочешь, - безразлично ответил Леонид. - Жду тебя в машине.
Хлопнула дверь, и Алиса, лихорадочно одевшись, выскочила вслед за Леонидом.
Всю дорогу они ехали молча. Леонид лишь изредка тяжело вздыхал, и Алиса заметила, что у него дрожат руки.
На их долгий звонок дверь никто не открыл.
- Я с собой ключ взяла, - сказала Алиса. - Сейчас... - Она повернула ключ, и дверь бесшумно открылась.
В квартире было тихо. Алиса зашла первой и заглянула сначала в спальню, а потом в гостиную, но там никого не оказалось. Леонид шел за ней следом.
- Надо на кухне посмотреть, - шепотом произнесла Алиса. - Она прошла длинный коридор и в ужасе остановилась на пороге кухни. - Леня! - слабо крикнула она. - Смотри! Боже мой!
- Что там? - Леонид сбежал на кухню и увидел Дашу, лежащую на полу. Вся голова у нее была в крови.
- Боже мой, боже мой, - причитала Алиса. - Он убил ее, убил...
Приехавшая вскоре милиция нашла в ванной орудие убийства - бутылку шампанского. Убийца положил ее в ведро с моющим средством, чтобы смыть все отпечатки пальцев.
Старший лейтенант заполнил протокол и обратился к Алисе.
- Дело ясное - все как дважды два. Убил ее ваш жилец. Попрошу вас дать все сведения о нем, которые помогут нам найти его. Описание, место жительства, паспортные данные.
- Извините, лейтенант, но я его паспорта даже в глаза не видела. Он говорил, что из Екатеринбурга. Может, он и обманывал меня.
- А как же вы жильца пускали и даже паспорт у него не удосужились посмотреть?
Алиса пожала плечами и обезоруживающе улыбнулась.
- Ну вы же знаете, сейчас такая проблема жильца найти. А он заплатил сразу за два месяца вперед, с виду такой положительный... Вот я и пустила его без документов.
Лейтенант укоризненно покачал головой.
- Ну хоть описание вы нам его дать сможете?
- Смогу, - Алиса кивнула...
После похорон Даши Алиса почти ежедневно навещала Леонида. Приносила ему продукты, готовила, стирала. Несколько недель он ходил как в трансе. Но потом постепенно стал приходить в себя. На вопросы Алисы отвечал уже не так односложно. Иногда на его губах даже появлялось бледное подобие улыбки. Прошло еще три месяца.
Однажды вечером, когда они пили чай, он посмотрел ей в глаза и сказал:
- Не знаю, что бы я делал без тебя, Алисонька. Если бы не ты... Думаю, что и Дашенька там, - он указал наверх, - тоже благодарна тебе...
Алиса от неожиданности чуть не поперхнулась вареньем, но усилием воли заставила себя печально улыбнуться.
Через неделю она переехала к Леониду. Все вроде бы шло хорошо. Однако Алисе жутко действовали на нервы постоянные разговоры Леонида о Даше.
"Этот придурок только что в постели о ней со мной не говорит!" - с раздражением думала Алиса.
А однажды, вернувшись с работы, она увидела, что все стены уютной трехкомнатной квартиры почти сплошь увешаны фотографиями Даши.
"Это же просто психоз какой-то, - негодовала про себя Алиса, злобно глядя на труды Леонида. - У меня самой скоро крыша поедет, если я буду все время на нее смотреть. Так просто невозможно жить! Господи, разве об этом я мечтала? Неужели и в третий раз у меня ничего не получится?.. Ладно, можно подождать еще месяц-другой, а там, если ничего не изменится... Мало ли что с человеком может произойти?.. Какой-нибудь несчастный случай или сердечный приступ... Хотя, - Алиса задумалась, - в любом случае мне надо будет подождать, пока мы поженимся, чтобы все досталось мне. Ведь недаром же я столько сил и нервов на все это потратила!"
- Алисонька! - окликнул ее Леонид. - Пришла? Почему так поздно? Видишь, что я сделал? - он с удовлетворением оглядел комнату. - Ну, нравится?
Алисе с трудом удалось выдавить из себя улыбку.
- Да, очень...
- Вот и хорошо. А теперь пошли на кухню. Ты, наверное, проголодалась. Я решил тебе сегодня сделать сюрприз. Пожарил рыбу, как ты любишь.
- Ой, спасибо, Ленечка! Я так хочу есть. Сейчас просто одним махом проглочу все, что ты там наготовил...
- Она была такая добрая, так любила Дашеньку и меня, - дрожащим голосом говорил Леонид. - И как же такое могло случиться, Миш? - Он посмотрел на своего друга глазами, полными слез. - Неужели человек может задохнуться от какой-то рыбной косточки?
Михаил сочувственно вздохнул.
- Ты же ничего не мог сделать. "Скорую" ты сразу вызвал, и приехали они быстро. Ты ни в чем не виноват. Сделал все, что мог.
- Но я не спас ее. Понимаешь?
- Успокойся. Ты и не мог ее спасти. Ты же не врач, откуда тебе было знать, как действовать в такой ситуации. Это просто судьба.
- Да, наверное, ты прав... - обреченно согласился Леонид. - Судьба... От нее не уйдешь...
- Это Алиса? - Михаил указал на большую фотографию, которую Леонид повесил совсем недавно.
- Да, она, - он скорбно покачал головой, - такой благородной женщины я уже никогда не встречу.