Терроризм, война, сложная криминальная обстановка, стихийные бедствия - какие только кошмары не окружают плотным кольцом современного человека. Кто-то не может уснуть до утра и мечется по подушке. Кто-то, не выдержав нервных нагрузок, прыгает из окна. Кто-то берет автомат и стреляет в своих сослуживцев. Тревога и страх - наши заклятые спутники... Выхода нет?
Руководитель Центра защиты от стресса доктор Хасай АЛИЕВ знает выход. Он разработал методику по антистрессовой подготовке "Ключ". Кстати говоря, это единственный метод, рассчитанный на российскую культуру и российский менталитет. (В отличие от позаимствованных из других культур медитации, йоги и т. п.) В частности, он очень помогает людям в горячих точках, где йога, например, недоступна. Сейчас эту методику осваивают психологи МВД России.
Между прочим, работа Алиева произвела такое впечатление на писательницу Александру Маринину, что в своем детективе "Призрак музыки" она вывела его документальный образ.
- Хасай Магамедович, в жизни есть герои и есть трусы. Может ли герой испугаться?
- Любой человек проявляет страх. Много лет назад мы как-то с "Комсомольской правдой" ездили по Хакасии. С нами был космонавт, дважды Герой Советского Союза, который выходил в открытый космос. И ему на одной из встреч дети задали вопрос: "Вы боялись?" Он ответил: "Ну как же я мог бояться? Я же космонавт!" Вечером в гостинице я его спросил: "Слушайте, а вы действительно не боялись?" Он сказал: "Боялся, конечно. Но я преодолел". "Так и говорите, - посоветовал я ему, - а то дети запутаются и, когда сами будут чувствовать страх, подумают, что другой может с ним справиться, а они - нет".
На самом деле человек может и должен уметь справляться со стрессом, со страхами сам. Чему и учит наша методика по антистрессовой подготовке "Ключ". Прошедший эту подготовку человек на те же самые раздражители, что и раньше, начинает реагировать более уверенно. И творчески преодолевает моменты нервного напряжения.
Нашей методике мы обучали военнослужащих, которые находятся на блокпостах. Сначала это было на границе с Чечней.
- Как они восприняли обучение?
- Очень охотно. Это говорит о том, что состояние тревожности, безусловно, у них присутствует. И не только страх как таковой, а постоянная нервная напряженность. Вы же помните, как случайно на блокпосту застрелили журналистку? От ясности или неясности в голове зависит и состояние пальца на спусковом крючке. Может, там и страха никакого не было. Просто невнимательность от стресса и усталости.
- Почему важно заранее обучить людей навыкам устойчивости к стрессу?
- Потому что, когда мы помогаем человеку снять уже накопившееся напряжение, это еще не значит его полностью восстановить. Например, после реабилитации американских военнослужащих, которые воевали во Вьетнаме, 10 тыс. человек, только по официальным данным, покончили с собой. Хотя уже прошло столько лет. Потому что при стрессовых состояниях возникают еще и деформация личности, изменение характера. Эти люди становятся алкоголиками, наркоманами, у них меняется взгляд на жизнь. То есть массажем, сауной, иглотерапией такие деформации личности не убрать.
- А как же ветераны Великой Отечественной войны? Они ведь вроде бы не проходили через какие-либо реабилитационные центры. А смотришь на это поколение, и нет таких деформаций личности, о которых вы говорите.
- Там была ситуация, когда морально эта война была обоснованна, и у человека не происходило как бы расщепления личности. Был враг, который напал на нашу страну, и надо было своих близких, родных и Отчизну защитить. А во Вьетнаме, в Афганистане и особенно в Ичкерии такие "раздвоения" личности у военнослужащих присутствуют, так как непонятна ситуация в плане выбора нравственных ценностей. Вот простая аналогия: вы забиваете гвоздь в стенку и совершенно не уверены, нужен ли там этот гвоздь, и можете так по пальцу попасть. Деформация личности возникает, когда военнослужащий не убежден в правоте своего дела. Еще Суворов говорил, что приказ выполняется хорошо, когда солдат его выполняет со смыслом. Я считаю, что в России должны возрождаться военные традиции, которые были во времена Суворова и Кутузова.
От ясности или неясности в голове зависит и состояние пальца на спусковом крючке.
- То есть не зря в Америке все, что делает американский спецназ, узаконено и подтверждено государственной необходимостью?
- Безусловно. А у наших военных еще бытует мнение, что солдат не должен размышлять о нравственных ценностях, а должен выполнять команду. Это неправильно. В современных условиях очень высокие требования к солдату, в том числе и нравственные. К счастью, сейчас у нас стали наконец понимать, что к солдату надо относиться не как к инструменту, а как к личности, что и подтверждает работа психологической службы МВД, которая уже дает результаты.
- Среди Героев Советского Союза встречаются люди, подверженные стрессу, или у них какая-то исключительная психика?
- У меня на приеме был Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны, очень уважаемый человек. У него степень нервного напряжения была высокая. Он проходил курс лечебной реабилитации по поводу навязчивого страха. И он мне говорил, что и на войне у него были страхи, но он их преодолевал. Но это связано с особенностями его нервной системы: у него нарушение венозного кровообращения и спазм сосудов головного мозга. А по натуре он отнюдь не трус. Как видите, причиной страха могут быть не только возможность гибели на войне, но и физиологические нарушения. Кстати, недосыпание тоже повышает тревожность. А у нас принято маленьких детей в шесть утра тащить в детский сад...
- Вашими психологическими разработками заинтересовались только в МВД или?..
- Методика утверждена Минздравом СССР еще в 1987 г. Она применялась на предприятиях электронной промышленности, служила для снижения зрительной утомляемости женщин, работающих с микроскопами. Среди пользователей моей методики есть и летчики-космонавты, и парашютисты, и хоккеисты. В прошлом году мы помогали московской хоккейной команде "Динамо". Сейчас нашему Центру защиты от стресса активно помогает первый вице-премьер правительства Москвы Людмила Швецова. Учредители центра - Комитет общественных межрегиональных связей правительства Москвы, Минздрав, МЧС, Минобразование России.
- Сами вы попадали в экстремальные ситуации?
- Мне приходилось сталкиваться с самыми различными обстоятельствами и с самым разным контингентом. И, соответственно, вместе с ними приходилось попадать и в их ситуации. Например, спасателей мы обучали. Когда было землетрясение в Дагестане, - это тоже почти военная ситуация, потому что не знаешь, проснешься в своем доме или нет, - я снимал стресс у населения. Энергетиков, которые там работали, мы прямо по телевидению обучали навыкам защиты от стресса.
С криминалом тоже приходилось сталкиваться. Мое имя достаточно известно, и у некоторых возникало ощущение, что, если твою фотографию печатают в газетах и тебя показывают по телевизору, у тебя очень много денег. Были попытки рэкета.
- Криминал обращается за помощью? У них же там тоже сплошной стресс.
- Откровенно говоря, приходящие ко мне люди не всегда рассказывают, чем они занимаются. Я их и не расспрашиваю. Дав клятву Гиппократа, неприлично копаться в их жизни. И если он даже криминальный авторитет, он об этом не говорит. Да и сейчас их трудно отличить по внешнему виду. Хорошо одет, коротко пострижен. Может, да, может, нет... Однажды у меня был случай, когда я думал: вот этот уж точно криминальный, а оказалось, вполне приличный чиновник, просто воспитание такое хамское.
- Вы сами себе можете помочь в стрессовой ситуации или к кому-то обращаетесь?
- Я ни к кому не обращаюсь, таблеток не пью. И, несмотря на то что у меня нарушения работы сосудов головного мозга, живу полной жизнью - пишу книги, обучаю врачей, военных, занимаюсь с пациентами, делаю учебные видеофильмы (в которых, кстати, надо быть в хорошей форме, чтобы глаза светились). Хотя, бывает, я, конечно, чувствую и напряжение, и дискомфорт, никто этого не лишен. Но, по моему убеждению, здоровье - это не отсутствие недугов или недостатков, а способность справляться с ними.
У меня ощущение, что народ в стране еще не понял, что мы на самом деле живем в стрессе. Один руководитель как-то заявил: "Зачем нам эти психологические работы, когда надо просто зарплату платить?" Пока у нас видны внешние источники стресса, нам кажется, что материальная ситуация если улучшится, то все исправит. Но стресс будет, и когда зарплата прибавится. Богатые тоже плачут, как известно.
Еще есть опрометчивое мнение: "Я сам стресс могу снять - выпью рюмку, и порядок". Конечно, водка помогает, но... Мы много работали с детьми - и из семей беженцев в Дагестане, и после радуевских налетов в Кизляре, и с оставшимися в живых после взрыва дома пограничников в Каспийске. Так вот, оказалось: когда мы детям помогаем снимать нервное напряжение с помощью медикаментов, у них в этот момент не происходит личностного роста. То есть при помощи извне (к вопросу о водке) развития нет. А человек развивается именно через преодоление трудностей собственными силами. Эволюционный механизм развития нашего мозга на этом и основан. Причем человек превращается в личность, преодолевая препятствия с достоинством. (Потому что по-разному ведь можно преодолеть стресс - можно стать предателем, можно выпить водки, можно дать взятку. Но какое уж здесь развитие!)
Обучение саморегуляции - обучение способности жить в зависимости от меняющейся ситуации. К сожалению, сегодня в школе еще нет уроков самопознания. Мы сейчас сотрудничаем с московским Комитетом образования и собираемся делать в школе программы психологической саморегуляции. Это поможет школьникам быстрее развиваться и становиться социально успешнее.
Свобода - это способность управлять собой. Если человек этого не умеет, им начинают управлять другие.
- Страх в человеке оставляет свои "зарубки"?
- Любое впечатление оставляет след. Но это нужно использовать как опыт, чтобы двигаться дальше. Говорят, боль является источником мудрости. Я бы добавил: если она не выше сил человека. Вот мы и обучаем, как эти силы увеличить, для чего создана в Москве городская благотворительная программа психологической защиты населения.
Напоследок дам маленькую рекомендацию. К примеру, вам предстоит неприятное событие: экзамен, разговор с шефом, поездка на фронт. И вы хотите себя привести в порядок. Допустим, вы каждый раз, думая о предстоящем, невольно напрягаетесь, нервничаете. Чтобы почувствовать себя уверенно и в будущей ситуации найти нужные поступки и слова, вы можете провести часть антистрессовой подготовки. Вам нужно слегка расслабиться. Если сразу не можете, 10-15 раз покрутите головой в удобном ритме, чтобы расслабились мышцы шеи. Потом надо представить будущую ситуацию и наблюдать, какие неприятные ощущения возникают в организме, и "растворить" их элементарными физкультурными движениями. И так несколько раз. Вы заметите, что эти неприятные ощущения при мысли о ситуации больше возникать не будут.
Смотрите также:
- Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства (часть 1) →
- Центр управления болезнями →
- Истоки нашего нездоровья →