ПРОСТИТУЦИЯ ОТ МОИСЕЯ ДО ЯГОДЫ

   
   

Слово "проституция", означающее в переводе на русский язык "выставлять себя на продажу", пришло в нашу лексику в XIX в. из Франции. Профессия эта не случайно считается одной из древнейших. Так, например, еще в Библии упоминается о "танцовщицах" и "музыкантах", которые, прогуливаясь по улицам городов древнего Израиля, завлекали к себе посетителей неприличными жестами. Несколько позже возле иерусалимского храма появились хижины, где еврейские девушки предавались плотским утехам за деньги.

К ТОМУ же периоду человеческой истории относятся и первые попытки борьбы с этим социальным явлением. Непримиримым борцом с проституцией стал легендарный предводитель израильских племен пророк Моисей. Однако, несмотря на жестокие гонения на "жриц любви", окончательно искоренить их так и не удалось.

Еще большего размаха, причем в самых широких слоях общества, проституция достигла в Древних Греции и Риме. Тогда же стали предприниматься первые попытки ее регламентации. В частности, согласно закону, изданному императором Тиберием, женам и дочерям всадников (землевладельцев, военных, крупных торговцев и т. д.) запрещалось заниматься проституцией. А зарегистрированные проститутки лишались гражданских прав. Им предписывалось носить желтое платье и красную обувь, а также не дозволялось надевать украшения.

В средневековой Европе отношение властей к проституции можно назвать политикой "кнута и пряника". Все зависело лишь от конкретного правителя в конкретном государстве. Так, во Франции в IX в. к проституткам применялись строгие репрессивные меры. Но уже в конце XII - начале XIII в. к ним стали относиться вполне терпимо. Подобная практика продолжалась из столетия в столетие, когда "жрицы любви" становились то забавой, то изгоями мужской части общества. Любопытно, но факт. Особым пристрастием к разврату страдало духовенство, то есть как раз те люди, кто на словах проповедовал пуританство и благочестие. Так, например, в Англии при Генрихе III официально указывалось на священников как на главных разносчиков венерических болезней.

В РОССИИ первый указ о преследовании проституток появился при царе Алексее Михайловиче в 1649 году. В последующие два столетия российскими самодержцами также принималось немало законодательных актов, направленных на борьбу с этим явлением. Лишь в 1843 году проституция была легализована и одновременно регламентирована. В Петербурге, Москве и ряде других крупных городов создавались врачебно-полицейские комитеты. Их функцией становились розыск, учет и медицинское освидетельствование проституток, а также направление венерических больных на принудительное лечение. По официальным данным Центрального статистического комитета, в середине 1889 г. в России значилось 1210 публичных домов, в которых "трудились" 9768 женщин. Однако официальная статистика не могла объективно отразить масштабы проституции в стране. По данным медицинского департамента, на тот же период в России число публичных домов достигало 2,5 тысячи, а количество проституток составляло более 30 тысяч человек.

Сразу после Октябрьской революции проституция не считалась социально опасной. Больше того, женщины, промышлявшие торговлей собственным телом, оказались причислены к категории эксплуатируемых и могли рассчитывать на снисхождение к себе со стороны новой власти. Позицию победившего пролетариата к "жрицам любви" сформулировал в одной из своих работ его вождь В. И. Ленин: "Важно вернуть проститутку к продуктивной работе, включить ее в социальное хозяйство".

ПО МЕРЕ свертывания либеральной "новой экономической политики" государство корректировало и свое отношение к проституткам, которых, по подсчетам специалистов, к началу 30-х годов насчитывалось еще 10,5 тысячи. Переход к плановой экономике привел к появлению элементов планирования и в сфере противодействия женщинам "легкого поведения". Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР "О мерах борьбы с проституцией" (1929 г.) эта задача оказалась возложена на целый ряд наркоматов: труда, соцобеспечения, здравоохранения, юстиции, просвещения и внутренних дел.

Постепенно "буржуазные" методы социальной помощи падшим женщинам стали отходить на задний план, хотя и не отметались вовсе. В Москве, например, была создана сеть специальных пунктов, где женщины, промышлявшие проституцией или стоявшие на грани ее, могли получить определенную психологическую, медицинскую и материальную помощь.

Одновременно наметился переход к административно-силовым способам решения проблемы. Один из эпизодов борьбы за нравственную чистоту московских улиц отражен в любопытном документе из фондов Центрального архива ФСБ России, датированном июлем 1929 г. В нем идет речь о предстоящей операции по очистке столицы от представительниц древнейшей профессии. О серьезности проводимой властями работы свидетельствует тот факт, что операция была поручена не обычной территориальной милиции, а Ударной группе по борьбе с бандитизмом при Оперативном отделе ОГПУ. Основной же функцией данного отдела была охрана руководства ВКП(б) и государства.

"За последнее время, - сообщал в своем рапорте на имя начальника Оперативного отдела ОГПУ К. В. Паукера начальник Ударной группы по борьбе с бандитизмом Л. Д. Вуль, - отмечается наплыв в Москву из разных городов, преимущественно с юга, проституток.

Для оздоровления пораженных проституцией пунктов города прошу разрешить сего числа провести операцию по следующему плану:

Начиная с 3 часов дня до 12 часов ночи изъятие проституток в районе Театрального проезда, Неглинной улицы, Петровки и Столешникова переулка (кафе "Мосторг", "Бон-Гу", МСПО и ресторан "Европа") осуществляется Ударной группой при непосредственном участии одетых в штатское платье 15 человек из Политнадзора и 20 человек сотрудников 2-го отделения Оперода, причем последние в целях избежания лишних разговоров и зашифровки операции будут играть роль гостей и в дальнейшем являться свидетелями обвинения под вымышленными фамилиями. На каждого из них будет возложена обязанность, по указанию сотрудника группы, пригласить проститутку по определенному адресу в гостиницу и дорогой сдать ее в ближайшее отделение милиции.

В 12 часов ночи операция продолжается в районе Тверской, Арбата, Садовой-Триумфальной и Цветного бульвара (ресторан "Прага", "Арбатский подвал", кафе бывш. "Ку-ку") при содействии мобилизованных, но непосвященных в курс событий до последнего момента 35 агентов МУРа. Учитывая, что сегодняшняя операция не является исчерпывающей, полагаю повторить ее завтра и в следующую субботу"...

Вот уже 70 лет минуло со времени этих событий. Однако методы борьбы с проституцией на московских улицах практически не изменились и в наше время. Еще свежи в нашей памяти массовые рейды стражей порядка, собранных с пол-России в столицу накануне ее 850-летия, по "зачистке" города от "ночных бабочек". Места действия все те же: Тверская, Арбат, Столешников... Однако, выйдя летним вечером на центральные московские улицы, еще раз убеждаешься в справедливости слов профессора Тарновского, сказанных им еще в конце прошлого века: "Уничтожьте пролетариат, распустите армии, сделайте образование доступным в более короткий срок, дайте возможность вступать в брак всем желающим, гарантируйте им спокойствие в семейной жизни и убедите всех жить нравственно, честно, по закону христианскому, и тогда... и тогда - все-таки проституция будет существовать..."

Смотрите также: