На переговорах с англоязычными иностранными делегациями секретарь Совбеза Сергей Иванов в переводчике не нуждается.
"С чего начинается Родина?" - вопрошал когда-то герой-разведчик из популярного кинофильма "Щит и меч". И хотя все мы помним, какой ответ был дан в песне, в реальности начинается она все же с безопасности граждан, в этой Родине проживающих, и кончается ею же.
Наверное, лучше других это понимает нынешний секретарь Совета Безопасности 47-летний генерал-лейтенант Сергей Иванов.
Свою карьеру он начинал как контрразведчик. После филфака Ленинградского университета закончил Минское училище КГБ, а по окончании Краснознаменного института им. Андропова был переведен на работу в теперь уже легендарное ПГУ - Первое главное управление КГБ, занимавшееся разведывательной деятельностью. В ПГУ, которое теперь именуется Службой внешней разведки, Иванов дорос до должности замначальника регионального управления, одного из важнейших в службе, с присвоением звания генерал-майора. Потом тогдашний директор ФСБ Владимир Путин попросил его "вспомнить молодость" и перевел в Федеральную службу безопасности на должность своего заместителя с присвоением звания генерал-лейтенанта. Ну а последние полгода Сергей Иванов, занимая кресло секретаря Совбеза, координирует работу спецслужб и силовых ведомств. С обсуждения работы спецслужб и начался наш разговор.
- Сергей Борисович, что происходит в этом вашем секретном мире? ФСБ ловит одного шпиона за другим. То английского, то американского. А ведь и США, и Великобритания вроде бы давно уже нам не враги, а партнеры.
- В мире спецслужб не бывает ни мира, ни даже перемирия. Поверьте, это не красивые слова, а суровая реальность: разведки всех стран ведут постоянное наблюдение за потенциальным противником.
Отлавливая иностранных шпионов, ФСБ все свои действия снимает на видеопленку.
В последнее время интерес разведок стран НАТО к России совсем не уменьшился, а может, даже возрос. Об этом свидетельствуют многочисленные шпионские скандалы. Исправно ловят англичан и американцев. После сотрудницы посольства США с диппаспортом г-жи Либернайт поймали двух недипломатов. Причем поймали с поличным. Провал той же Либернайт был настолько очевиден, что американцы в ответ на ее высылку даже на ответные меры не пошли. К новоприобретенным положительным качествам нашей контрразведки можно отнести и то, что работать она стала как бы более аргументированно. Все противоправные действия лиц, занимающихся разведкой против России, фиксируются на видеопленку, что, поверьте, совсем непросто.
- А как вам самому дался переход от совершенно закрытой деятельности к роли публичного чиновника, выступающего по телевидению, нередко дающего интервью?
- Психологически это было совсем непросто. Всю жизнь мне внушали "не светиться". Ведь в разведку берут людей с неброской внешностью, вроде моей, чтобы как можно меньше было "особых примет". Поэтому все эти мигалки, телекамеры и прочее для меня поначалу были как нож острый. Но притерпелся...
- Что заставляет, по-вашему, человека заниматься нелегальной разведкой, на двадцать лет уезжать из родной страны, прятаться, играть чужую роль? Деньги? Азарт игрока, привыкшего к избытку адреналина в крови?
- Нелегалом нужно родиться. В мотивировке его поступков всегда есть и романтика, и преданность любимому делу, и любовь к актерству. Это совершенно уникальные люди, чью работу нельзя измерить никакими деньгами. Ведь правила игры таковы, что в случае проигрыша они расплачиваются свободой, а иногда и жизнью. Парадоксально, но об успехах разведки можно судить только по ее провалам.
- Но о делах контрразведки судят по ее успехам. И одной из крупных удач ФСБ стал захват Радуева. Как это сделали?
- Искренне говорю, не знаю. Да меня это и не интересует. Главное правило спецслужб - "меньше знаешь - лучше спишь". Думаю, что об истории с Радуевым мы узнаем лет через шестьдесят, а возможно, и никогда, потому что на Кавказе существует кровная месть, и внуки Радуева могут мстить внукам тех, кто его захватил.
- Но уж через шестьдесят-то лет чеченская проблема будет решена?
- Решена она будет гораздо раньше, но вот для проблем экологического характера в этом регионе, боюсь, и 60 лет не хватит. С 1991 г. на территории Чечни варварскими методами добывается нефть. Сооружаются примитивные "самовары", которые позволяют выпарить легкие, бензиносодержащие фракции, остальное просто выливается на землю. Если бы не российские войска, которые прекратили этот промысел, нефть в ближайшее время отравила бы всю растительность в нефтеносных районах и начала стекать в Каспий. Реки Сунжа и Терек уже отравлены. Существует серьезная опасность и для Грозного, который, так уж случилось, построен на нефтяной линзе. Нефть за последние годы выкачали, а воду, которую по технологии надо закачать на место нефти, не закачали. Так что город, если не принять срочных мер, может просто провалиться.
Бюджет Финляндии, чье население 5 млн. человек, больше, чем бюджет России со 180-миллионным населением.
- Но ведь вокруг нефтяных "самоваров" кормилось очень много людей.
- Да, мы это понимаем, поэтому очень важно как можно скорее дать им работу и зарплату, чтобы они не взяли в руки автоматы, иначе продолжение войны на многие годы вперед нам обеспечено.
- По каналам телевидения все время говорят о каких-то наемниках, якобы воюющих в Чечне. Но самих их показывают крайне редко. Можете ли вы назвать, сколько иностранцев воюют в Чечне в реальности?
- Ну, подсчеты здесь могут быть только весьма условными, никто их по головам не считал, но их численность составляет не одну сотню. Только учтите, под наемниками мы в Совете Безопасности имеем в виду всех, кто не является гражданами России. Например, там есть узбеки, в том числе и те, кто готовил и совершал попытку покушения на президента Узбекистана Ислама Каримова. Кстати, часть боевиков, совершавших это покушение, при попытке снова спрятаться в Чечне была нами задержана и передана узбекским властям. На стороне террористов воюют украинцы, таджики, афганцы. Есть выходцы из арабских стран и даже из Боснии.
- Можно ли повлиять на правительства стран, чьи граждане воюют в Чечне?
- Мы пытаемся это сделать, но обвинять эти государства и их правительства в пособничестве терроризму не стоит. Террористы - это отдельные люди или члены экстремистских организаций, чьи штаб-квартиры расположены на территориях этих государств. Мы убеждены, что покончить с этим злом можно только совместными усилиями, то есть координацией действий всех стран, заинтересованных в борьбе с терроризмом.
- Что еще угрожает России извне?
- С точки зрения международной безопасности опаснее Северного Кавказа ничего нет. Здесь помимо чеченского назревают и другие конфликты. Еще потенциально очень опасна Средняя Азия. Если не остановить талибов в Таджикистане и в Киргизии, то сначала в Россию хлынут толпы беженцев, а затем на границах России появятся бородатые боевики. Поэтому лучше заранее вложить пусть даже скудные средства в безопасность этих государств, чтобы они могли противостоять надвигающейся угрозе.
- Насколько известно, из горячих точек в Россию идет серьезный поток оружия. Что думают об этом в Совете Безопасности?
В результате взрывов в прошлом году пострадало более 1800 российских граждан.
- К сожалению, нужно признать, что, несмотря на все меры, которые принимают МВД, ФСБ и другие правоохранительные структуры, количество находящегося в незаконном обороте оружия не снижается. В стране сложился устойчивый рынок торговли оружием, в том числе высокой поражающей силы. При большом желании можно купить ракету, танк, БТР. Но главным источником незаконного притока оружия служат теперь уже не горячие точки, а силовые структуры. Случаи утраты, хищения оружия наблюдаются по всем регионам РФ. Наибольшее распространение эти преступления получили в Северной Осетии, Дагестане, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
- Насколько распространение оружия влияет на криминальную обстановку в России?
- При некотором снижении их уровня в прошлом году удельный вес таких преступлений по-прежнему остается высоким. В 1999 г. с применением оружия совершено более 30 тыс. преступлений, в том числе около 6 тыс. умышленных убийств и более 7,5 тыс. разбойных нападений.
- Каким образом это влияет на распространение терроризма в России?
- Только за прошлый год у населения изъято свыше 278 тыс. единиц незарегистрированного оружия. Это является хорошей питательной почвой для терроризма. В прошлом году зарегистрировано 82 акта террора, 8 случаев посягательства на жизнь государственных и общественных деятелей и 7 случаев создания незаконных вооруженных формирований. Почти все теракты совершены с использованием незарегистрированного огнестрельного оружия и взрывных устройств. За 1999 год в результате взрывов пострадало более 1800 граждан. И только в городах Москве, Буйнакске и Волгодонске в результате террористических актов, совершенных в сентябре прошлого года, погибло 305 человек и ранено свыше 500.
- Что вы намерены делать для того, чтобы осушить поток незаконного оборота оружия?
- Начать надо с законодательства. Мы планируем внести в Думу законы, регулирующие в России оборот оружия. Кроме того, в действие будут введены две федеральные целевые программы, которые должны обеспечить безопасность предприятий, производящих оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, а также мест хранения всего того, что может стрелять и взрываться.
В 1999 г. совершено более 30 тыс. преступлений с применением оружия.
- Что, на ваш взгляд, сегодня опаснее: угрозы извне или внутренние угрозы?
- Сегодня мы открыто признаем, что общая совокупность внутренних угроз гораздо серьезнее и опаснее, чем внешняя. И к главной внутренней угрозе я бы отнес угрозу экономической безопасности. Несмотря на некоторые улучшения, состояние экономики нашей страны все еще внушает серьезные опасения. Стыдно сказать, но сегодня бюджет Финляндии больше, чем бюджет России, при том что население Финляндии составляет 5 млн. человек, а России - 180 млн. Если мы не поднимем нашу экономику, то не сможем обеспечить финансирование наших правоохранительных органов и силовых структур на том уровне, который обеспечит нашу внутреннюю безопасность от разгула преступности и нашу внешнюю безопасность от нападений извне. Если мы не добьемся ежегодного прироста экономики на уровне хотя бы в 5-10%, то говорить об остальном станет просто бессмысленно. Россия встанет перед угрозой внутреннего развала, и усилятся также угрозы нападений извне.
Смотрите также:
- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Контрразведка в Чечне →
- Где халатность, а где соучастие? →
- Терроризм как профессия →