Подозрительные СВИДЕТЕЛИ по делу "МАБЕТЕКСА"

   
   

В начале 1999 г. скандал, названный журналистами "Дело "Мабетекс", буквально потряс Россию и весь западный мир. Его горячо обсуждали не только в Кремле и Белом доме, прокуратурах Швейцарии и России, но и в метро, трамваях и на кухнях.

Дело о взятках и многочисленных счетах в зарубежных банках, якобы принадлежащих семье Б. Ельцина и его ближайшему окружению, перешло в разряд самых громких за последние несколько лет.

ВРЕДАКЦИЮ попали документы, которые могут пролить свет на эту достаточно темную и путаную историю. Но перед тем как перейти к сенсационным данным о некоторых фигурантах по этому делу, напомним кратко суть скандала.

Швейцарская фирма "Мабетекс", зарегистрированная в Лугано, пользуясь высокими связями своего президента Беджета Пакколи, заключила ряд контрактов на реконструкцию кремлевских и других государственных объектов. Реальный объем работ был меньше указанного, а разница, как утверждает главный свидетель Ф. Туровер, делилась между подрядчиками и теми, кто обеспечивал их работой. "Мабетекс" переводил деньги на швейцарские счета. Этими счетами якобы пользовались российские высокопоставленные чиновники и президентское окружение.

Нам удалось узнать достаточно сенсационные сведения обо всех действующих лицах "Дела "Мабетекс". Итак...

ФИЛИПП Туровер-Чудинов родился в Москве. До 1990 г. биография Туровера ничем особенным не была отмечена. Хотя некоторые люди, лично знакомые с Филиппом отмечают в нем некую экстравагантность в характере, склонность к авантюре и патологическую лживость. В 1983 г., женившись на испанской гражданке, он покинул СССР. В Россию Туровер приехал на волне перестройки в 1988-м лишь с одной целью - делать деньги. Благодаря случайному знакомству с Франко Фенини, вице-президентом швейцарского "Банко дель Готтардо" из Лугано, через который фирма "Мабетекс" вела свои дела в России, Туроверу поручили заняться возвращением долгов российских предприятий западным банкам и компаниям. Филипп в России добивался того, чтобы обязательства погашались из федерального бюджета или бюджета какого-либо субъекта Федерации. Часть, конечно же, прилипает к рукам Туровера. Говорят, что это цифра со многими нулями.

В начале 1998 г. в жизни Туровера начинается черная полоса. Руководство "Банко дель Готтардо" сообщает Туроверу, что из-за нечистоплотности ведения дел в его услугах больше не нуждаются. В ответ бывший московский представитель потребовал огромную сумму в качестве отступного, угрожая дать ход накопленному компромату на клиентов "Банко дель Готтардо". Его взашей выгоняют из банка.

И тогда Туровер сделал ход в своем стиле. Он явился в федеральную прокуратуру Швейцарии с громкими заявлениями о международной коррупции. Его лично принимает федеральный прокурор Швейцарии Карла Дель Понте. Во время беседы Туровер выкладывает кучу фантастических историй, многие из которых впоследствии будут многократно озвучены в прессе. Здесь и Президент Российской Федерации Ельцин с дочерьми, и его управляющий делами Павел Бородин вместе со всеми своими заместителями и детьми.

Госпожа Дель Понте советует Филиппу связаться с российской прокуратурой. Туровер становится частым гостем в Госдуме и в Федеральном собрании. Он знакомится с самим Юрием Скуратовым. Далее Туровер, по свидетельству очевидцев, становится негласным связником между российской и швейцарской прокуратурами. Возможно, высокие чины в обеих прокуратурах не знали, с кем связались.

В Швейцарии на него заведено уголовное дело по фактам присвоения чужих средств мошенническим путем. В свое время Карла Дель Понте обещала ему защиту. Однако все осталось на словах, на деле ничего официально оформлено не было. Нам стало известно, что сейчас отсиживается Туровер-Чудинов в Локарно, в доме некой Даниэлы Авдеруб. Ждет своего часа. И, похоже, он пробил. Поговаривают, что в прокуратуры разных стран летят письма и факсы: "Нужна защита. Готов говорить о Путине. Туровер".

БЕДЖЕТ Пакколи - косовский албанец средних лет, гражданин Швейцарии, является президентом швейцарской компании "Мабетекс Проджект Инжиниринг СА", находящейся в эпицентре скандала, связанного с реставрацией Кремля и других гособъектов в России. С банком "Банко дель Готтардо" Пакколи связан с 1987 г., и именно через этот банк проходили его основные финансовые операции.

Его фирма всего девять лет назад снимала небольшой офис и владела капиталом в 100 тысяч швейцарских франков (около 70 тысяч долларов). Сегодня у Пакколи работают более 6 тысяч служащих, он имеет 18 филиалов по всему миру и оборот в 1 млрд. долларов. Аналитики ставят "Мабетекс" на почетное 70-е место среди всех швейцарских компаний.

Каким образом Пакколи удалось за столь быстрое время сколотить капитал?

В апреле 1989 г. господин Пакколи предлагает Анатолию Носко, руководителю Внешэкономбанка, ввязаться в международную авантюру. Тот соглашается. Внешэкономбанк выступает гарантом двух кредитов на общую сумму 150 млн. швейцарских франков (приблизительно 100 млн. американских долларов), которые уже знакомый нам "Банко Дель Готтардо" должен был выделить для оплаты счетов фирмы "Интерпластика СА". А "Интерпластика", получив эти деньги, обязуется поставить российской госорганизации "Технопромимпорт" товары и осуществить определенные строительные работы на территории СССР. Все вроде идет нормально. Но "внезапно" "Интерпластика" объявляет себя банкротом. 100 млн. швейцарских франков исчезают без следа. А теперь угадайте: кто был доверенным лицом от "Интерпластика"?

Когда благодаря воспаленной фантазии Туровера разразился скандал с Кремлем, Пакколи не упускает подвернувшейся возможности. Он тут же обвиняет во всем Управление делами президента. При чем объявляет, что Россия якобы ему осталась должна большую сумму денег. В связи с этим он категорически отказывается платить налоги со сделок с нашей страной. Но документы, в которых стоит автограф неутомимого швейцарца, говорят о том, что все деньги были Россией выплачены в срок.

Любопытно отметить, что в Италии на Пакколи заведено уголовное дело. Оказывается, что в августе 1999 г. руководитель "Мабетекса" под видом гуманитарного груза отправил в Косово несколько грузовиков с новейшим оружием для албанских вооруженных формирований. Только благодаря случайности эта смертоносная "гуманитарная помощь" была остановлена итальянскими таможенниками.

Так что есть надежда на то, что все-таки рано или поздно за свои аферы Беджет Пакколи будет привлечен к суду.

А "Дело "Мабетекс" не стоит и ломаного гроша, если и впредь будет строиться на показаниях людей, которые преследуются законом сразу нескольких стран.

P. S. В ближайших номерах "Разбор" расскажет, почему дело "Мабетекса" будет развалено.

Смотрите также: