ТОВАРЫ для И. И. Обломова

   
   

Герой романа Гончарова Илья Ильич Обломов любил полежать на диване. Но поскольку телевидение в ту пору еще не изобрели, его покой никем не нарушался. Современных лежебок то и дело тормошат, соблазняют снять телефонную трубку и что-нибудь эдакое приобрести. Выбор широкий: от перстня с бриллиантом до швабры, вы только позвоните и сделайте заказ, всего за 6 баксов товар доставят в любую точку столицы. Денег на телерекламу фирмачи не жалеют, так что скоро дециметровые каналы превратятся в сплошной торг, изредка прерываемый выпусками новостей и музыкальными клипами.

Между тем "Магазин на диване" - затея далеко не безобидная. Доказательство тому - многочисленные жалобы обманутых покупателей, поступившие в столичное территориальное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП) РФ.

"Депель" - орудие инквизиции

Москвичка Марина Анатольевна С. соблазнилась заманчивой телерекламой электроэпилятора "Депель". Курьер, доставивший покупку, очень торопился. Ничего толком не объяснив, он вручил покупательнице прибор, инструкцию по эксплуатации, забрал 85 долл. и распрощался.

"В течение нескольких дней, - пишет Марина Анатольевна, - я старалась удалить хотя бы один волосок, но все было безуспешно. Попыталась опробовать прибор на своих домочадцах, однако они взбунтовались. И было отчего. Этот злосчастный "Депель" функций своих не выполнял, но мог бы стать орудием пытки".

Рассерженная покупательница принялась разыскивать коммерсантов, всучивших ей это "чудо техники", но оказалось, что фирма "Флайт К" возвращать деньги за бракованный товар не намерена. Девушка, снявшая трубку многоканального телефона, заявила, что ни о какой "Флайт К" ничего не знает, она только принимает заказы, а за качество товара ответственности не несет.

После долгих мытарств Марина Анатольевна узнала юридический адрес фирмы: Б. Якиманка, 25-27/2. Но он оказался "липовым". К розыскам "диванных коммерсантов" из фирмы "Флайт К" теперь подключились сотрудники антимонопольного управления. Однако фирмачи законспирировались так, будто торгуют не безобидными бытовыми приборами, а оружейным плутонием или героином.

Ясность внес племянник потерпевшей, хорошо разбирающийся в электроприборах. "Эта хреновина, - авторитетно заявил он, - работать не способна ни при каких условиях. Закон Ома, слава Богу, еще пока никто не отменял".

Маска, я вас знаю!

Жительница Зеленограда Валентина Илларионовна А., насмотревшись на телевизионных красоток, решила омолодить кожу при помощи рекламируемых масок для лица из порошкообразной глины. Она заказала по телефону полный курс - 50 шт. А коммивояжер, как на грех, явился в тот момент, когда дома был только муж, мало разбирающийся в секретах дамской красоты. Поэтому посланец фирмы "Скайл-Софт", взяв с него деньги за 50 масок, товар оставил лишь на 15.

С большим трудом разыскав адрес ООО "Скайл-Софт", обманутая покупательница обратилась с жалобой к генеральному директору А. В. Глазову. Но возвратить обманом изъятые деньги ей удалось лишь после того, как в конфликт вмешались сотрудники отдела по защите прав потребителей. Этот случай навсегда отучил жительницу Зеленограда хоть на йоту доверять телерекламе.

С дивана - в Интернет

Читатели наверняка заметили, что многие рекламные ролики сопровождаются заявлением: в обычных магазинах товар не продается! А почему, позвольте спросить? Нормальный коммерсант заинтересован в том, чтобы сбыть как можно больше товаров и, стало быть, получить большую прибыль. Через прилавок он будет продан или с доставкой на дом, значения не имеет. Чем больше торговый оборот, тем выше доходы.

Но у организаторов телемагазинов, очевидно, задачи иные. Они намеренно создают систему, которая препятствует потребителям реализовать свое законное право на претензии. Одни фирмы размещают рекламу на ТВ, другие лишь принимают заявки, третьи представляют товар, а четвертые его развозят. При такой организации дела обманутого покупателя легче замотать, гоняя по кругу.

- К сожалению, многих покупателей, заказавших товары в телемагазине, ждет разочарование, - признает начальник отдела защиты прав потребителей столичного территориального управления МАП Раиса Роткевич. - По большинству жалоб нам удается добиться результатов: расторжения договора о продаже, возврата денег. Но этого мало. Многие фирмы ловко прячутся, отгородившись от покупателей кучей посредников. К их поиску порой приходится привлекать налоговую инспекцию и правоохранительные органы. Надо признать, что практикуемая во всем мире продажа товаров через телемагазин у нас часто принимает уродливую форму.

Потомкам И. И. Обломова, предпочитающим делать покупки, не вставая с дивана, следует хотя бы изучить свои права, оберегаемые законом, и не торопиться отдавать деньги за доставленного на дом "кота в мешке". Внимательно изучите сертификат качества, узнайте срок годности и гарантии, заставьте курьера продемонстрировать вам потребительские качества товара, проследите, чтобы квитанция и чек были оформлены правильно, выясните телефон и адрес фирмы, продавшей товар, а уж потом платите.

Кстати, в Москве уже появились первые магазины, заказать товары в которых можно через Интернет. Технический прогресс не остановишь, а в ХХI веке очень обидно быть лохом.

Смотрите также: