Оказывается, советские диссиденты и американская контрразведка не врали: на развалинах бывшего СССР вполне реально построить процветающее капиталистическое общество. Примером тому - Эстония.
НЕ СТОИТ огульно записывать эту маленькую страну в "Прибалтику" - от латышей и литовцев эстонцев отличает очень многое: от вероисповедания (лютеранство) и языковой группы до внешнего вида: жители Эстонии в большинстве своем значительно выше и крупнее своих соседей, недаром медали на Олимпиаде регулярно выигрывают. Страна живет побогаче, чем соседи. Переходный период остался в прошлом, и ныне эстонцы наслаждаются благами развитого капитализма в полном объеме. Основная индустрия страны - туризм, и всем гостям от этого одно лишь благо. Фактически Таллин по количеству дорогих машин и прочим признакам почти не отличается от процветающей европейской столицы типа Брюсселя. Всего в 6 часах езды от Петербурга!
Окно в Европу
ЕСЛИ в советские времена Таллин традиционно изображал Европу на съемках исторических фильмов и вообще считался самым "западным" городом СССР, то сейчас эта его особенность стала еще ярче. Непонятно как, но эстонцам полностью удалось искоренить "совок", все еще хорошо заметный на всей 1/6 части суши. Чистыми выметенными улицами вы доберетесь от своей гостиницы до Старого города. Селиться лучше ближе к центру, общественный транспорт или такси не дешевле, чем в Париже. Старый город Таллина к началу перестройки пребывал не в лучшем виде - тому порукой пара-тройка ободранных домов, оставленных будто бы в назидание потомкам. В настоящий момент исторический центр города отреставрирован просто восхитительно. Таллин, как известно, основан в 1147-м, в один год с Москвой, но старых башен и зданий тут сохранилось не в пример больше. Толстенные крепостные стены окружают древний квартал, гигантская башня "Маргарита" - по-прежнему самая старая во всей Европе. Другое дело, что таллинцев в старом квартале совсем немного - в основном его посещают туристы, основная статья дохода не богатой полезными ископаемыми Эстонии. Индустрия цветет: ресторанчиков, кафе и гостиниц не счесть. Не счесть и туристов, причем все больше полуживых бабушек из Америки, а надо заметить, такие бабушки абы куда не поедут, лишь в самые процветающие и безопасные регионы. Непременные японцы, немцы, американцы - российский турист пока не проторил дорогу к балтийским берегам.
По узким, мощенным брусчаткой улицам Таллина можно бродить часами: во-первых, красиво и интересно, во-вторых, размер старого района позволяет бродить действительно долго. В верхней части города бродят действительно одни туристы - она буквально нашпигована аккуратными старыми домиками и историческими памятниками, среди которых и огромный православный собор Александра Невского, воздвигнутый в память всех погибших моряков. В нижней попадаются разные интересные магазинчики, а также самого европейского толка медиасупермаркеты с огромным выбором и запредельного уровня дизайном. Витрины и вывески местных лавок и ресторанчиков - часть местного колорита.
Политэкономия
ФИНЛЯНДИЯ - одна из причин нынешнего процветания Эстонии. Ближайший сосед (до Хельсинки на пароме - чуть меньше полутора часов), традиционный торговый партнер, язык почти совпадает. Поскольку цены в Эстонии вполне невысокие, в том числе на алкоголь, финнов в городе едва ли не больше, чем эстонцев. А может, дело в том, что различить их непросто. Говорят, некоторые финские безработные на свое пособие снимают в Таллине квартиру и живут безбедно целыми семьями. Никаких виз, разумеется, нет - граждане Эстонии свободно посещают 38 стран, в том числе Англию и весь Шенген; через пару лет страну наверняка примут в Европейский союз, первую из всех бывших республик СССР. Кстати, эстонские визы для российских граждан - самые дешевые из всех прибалтийских, где-то 35 долларов.
Несомненный признак здоровья экономики: хорошо живет не только Таллин, но и маленькие города по всей стране. Правда, с деревнями незадача вышла, хоть эстонские сыры - по-прежнему самые вкусные в мире, основной упор сделан не на сельское хозяйство, которое пребывает в спячке, а на туризм. Дороги - не уступят немецким автобанам, такие показатели цивилизации, как разметка и указатели, тоже на месте.
В стране живет почти полмиллиона русских, но нельзя сказать, что они сильно выделяются. Русскоговорящие подростки одеваются совсем как эстонские сверстники. Старшее же поколение, которое так и не выучило эстонский (14 падежей!), живет обособленно, но не сказать чтобы бедно. Многие из тех 100 000 человек, уехавших из страны в начале 90-х, сейчас, говорят, всеми силами пытаются вернуться назад. Самый русский город - пограничная Нарва, место рождения Красной Армии. Граница проходит прямо в черте города, только с российской стороны он называется Ивангород.
Курорты
ПОМИМО Таллина гости Эстонии непременно посещают две курортные зоны - Пярну и остров Сааремаа. Памятный многим еще по советским временам Пярну - стандартный балтийский курорт. Говорят, виллы на побережье за бесценок скупают европейцы, во всяком случае ремонт и строительство идут повсеместно. Балтийское море, как обычно, мелкое и холодное, песок балтийских пляжей - белый и чистый. Гораздо интереснее - Сааремаа. До острова ходит паром, из Таллина туда можно добраться на автобусе, но иностранные туристы приезжают туда на автомобилях. Дороги на Сааремаа отличные, а природа - гордость всего региона. Плоская, как стол, равнина (буквально ни одного холмика), сосны, под которыми повсеместно растет земляника и черника, пустые скалистые пляжи. Туристический центр Сааремаа - городок Курессааре, в котором находится замечательно сохранившаяся древняя крепость. Крепость действительно заслуживает внимания - очень хорошо сохранилась и по всем параметрам превосходит гордость соседней Литвы, замок Тракай. Сам городок - триумф эстонского экономического чуда. Чистые белые домики, самого альпийского вида кафе (пирожные - 6 крон, или 9 рублей!), супермаркеты с умопомрачительным выбором, "Мерседесы", Интернет на каждом углу. И главное - все говорят по-русски!
Смотрите также:
- Дыркой от бублика в Москву не заманишь →
- Тунис. Там, где сошлись Восток и Запад →
- Европейский вояж →