НАВЕРНОЕ, трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал Юрия Александровича Сенкевича, ведущего телепередачи "Клуб путешественников". За долгие годы ее существования мы настолько привыкли к ней, что просто не мыслим воскресного дня без доброй улыбки Сенкевича и его интереснейших материалов из дальних стран. Сегодня мы беседуем с Юрием Александровичем о клубе, о путешествиях.
От Монголии к Антарктиде
- ЮРИЙ Александрович, вы родились в Монголии...
- В городе Баин-Тумен. В нем жили мои мать и отец, уехали они туда после окончания Ленинградской военно-медицинской академии. Мне было два года, когда родители закончили свою работу, поэтому я не помню ничего о своей родине. И, к сожалению, больше там я никогда не был.
- Не с тех ли пор вы ощутили страсть к путешествиям?
- Мне действительно нравится ездить. Хотя каждый раз меня ожидают суровые испытания в экстремальных условиях. Совсем недавно мы записали передачу с Артуром Чилингаровым, который добрался до Южного полюса, и как раз говорили с ним о том, что люди, которые не бывали в Арктике или Антарктиде, воспринимают эти экспедиции по-своему. Для них, например, сесть на самолет где-нибудь в Антарктиде - все равно что сесть во "Внукове" или "Шереметьеве". Я помню, когда мы снимали знаменитую экспедицию, которая прошла на собаках через всю Антарктиду, нам нужно было сделать промежуточную посадку, чтобы дозаправить самолет. Сложилась очень сложная метеорологическая ситуация, и наша промежуточная база закрылась, пилот сделал 17 заходов (!), прежде чем сел. Как мы не разбились, до сих пор не понимаю, - кругом горы, видимость почти нулевая.
- Вас можно назвать вечным путешественником?
- Да! Это, наверное, как Вечный жид. (Смеется.)
- Вы не считали, сколько дней в году бываете дома?
- Половина на половину. Было время, когда год зимовал в Антарктиде, полгода плавал с Туром Хейердалом. А сейчас я надолго не уезжаю - дней на десять-четырнадцать.
От альманаха к клубу
- А КОГДА возникла идея передачи?
- 42 года назад по замыслу известного кинодокументалиста и режиссера Владимира Адольфовича Шнейдерова. Он снимал первую советскую экспедицию на Памир, челюскинцев, снял и фильм "Джульбарс". Так вот, совместно с Центральной студией документальных фильмов Шнейдеров стал выпускать альманах кинопутешествий. Но поначалу показывали их в кинотеатрах перед киносеансами. А потом альманах постепенно перерос в "Клуб путешественников". Когда Владимир Адольфович умер, на его место пришел новый ведущий, потом пригласили меня.
- Юрий Александрович, в советское время вы, наверное, были самым выездным человеком?
- Что вы! В советское время существовал странный и сложный порядок "отъезда" за границу. Я не мог выехать тогда за рубеж как турист, мне это было категорически запрещено, т. к. я был знаком с работами секретного содержания. Но в командировки - вот в чем парадокс, и мне он до сих пор непонятен, - я ездил еще до того, как пришел в "Клуб путешественников". Когда я работал в Институте космической медицины, мне для поездки писали специальную бумагу: "Несмотря на то что товарищ Сенкевич имеет доступ к документам с определенным грифом, его можно послать, поскольку никто, кроме него, этой проблемы не знает". И вот из этих моих поездок и стали складываться материалы для "Клуба путешественников".
К загадкам и тайнам
- ВАША передача носит познавательный характер, так же как и передачи "Непутевые заметки" Дмитрия Крылова или "Путешествия натуралиста" Павла Любимцева. Нет ли между вами конкуренции и как вы относитесь к рекламе, которая звучит в их передачах?
- Я думаю, места хватит всем. За рубежом существуют целые каналы просветительско-приключенческого направления, тот же "Дискавери" вещает 15-20 часов в сутки. Наша тема совершенно неисчерпаемая, и, побывав в одном и том же месте, можно снять совершенно различные вещи. Реклама - это сложный вопрос. Мне, честно говоря, она не по душе.
- Есть ли места, где вы еще не бывали?
- Сколько угодно! Стран на планете Земля - двести с лишним, а я был только в 125. Кроме того, в каждую страну можно ездить по многу раз. Даже в нашем Подмосковье можно столько нового и интересного узнать! И между прочим, мы снимаем и наши российские регионы. Эта работа очень увлекательная, и нравится она мне не меньше, чем поездки за рубеж.
- Вы планируете свои поездки на год, на полгода?
- Стараемся планировать на год. Но иногда все может поменяться - из-за погоды, политических событий. Например, планировали поехать в Индию, но все тянули-тянули и дотянули до того, что не можем вылететь из-за ситуации в Афганистане...
- Можно ли сказать, что период великих географических открытий прошел?
- Конечно, прошел. Но дело все в том, что открытия бывают разные. Вот я недавно посмотрел ленту ВВС "Живая природа" об орлах - там такие потрясающие съемки, просто обалдеть можно: сколько нужно было затратить времени и средств, чтобы все это снять! Это разве не открытие?!
- Вам психологически не страшно ехать в незнакомые места?
- А чего бояться?! (Смеется.)
- Ну, например, лох-несского чудовища или снежного человека! О них в свое время много писали...
- Да, был период, когда и мы в "Клубе" рассказывали о лох-несском чудовище. К сожалению, очевидно, его нет. Но ищут до сих пор. А вдруг есть! Снежного человека тоже не существует. Мы ведь не нашли ничего материального от него, как, например, мы находим яйца динозавров, которые вымерли миллионы лет тому назад. А, извините, шкуры снежного человека так никто и не добыл.
Телебайки
Самая большая путаница происходит на телевидении, как правило, с титрами. Причем пишут такое, что иной раз в здравом уме не выдумаешь. Например, одного иеромонаха подписали - гибромонах, Новодворскую - Новодрянская, а актера Джигарханяна - Джоборханян.
Несколько лет назад у "Останкино" собралась толпа "патриотов", которые требовали изгнать с телевидения все инородное. На вопрос, что конкретно они имеют в виду, одна старушка с плакатом пояснила:
- Мы хотим, чтобы на ТВ звучали русские песни в исполнении наших русских певцов - Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева.
Новоженов получил письмо. Впервые в жизни вскрыл конверт и в первых двух словах ощутил всю энергетику. Там было написано: "Здравствуй, сволочь!.."
Лев Новоженов уверен, что работает с такими людьми, которых нужно постоянно контролировать. И, к сожалению, жизнь иной раз подбрасывает этому доказательства. Как-то Новоженов приболел, и в эфир поставили записанную ранее программу "Старый телевизор". И вот Лев Юрьевич, лежа дома на диване, как всегда, убежденный, что без него обязательно что-нибудь напутают, приготовился смотреть на самого себя. И буквально с первой секунды понял, что он прав. На экране возник титр: "В эфире "СРАТЫЙ ТЕЛЕВИЗОР". Новоженов чуть не подпрыгнул. А ведь парнишка, набиравший титр, просто перепутал местами две буквы.
Смотрите также:
- Татьяна ТОЛСТАЯ: "Мы с Дуней из "Школы злословия"" →
- П. Майков. Путь к успеху без халявы →
- Гамлет в шагреневой шкуре →