Иосиф Виссарионович Сталин очень любил вестерны. Однажды вечером после просмотра очередного ковбойского фильма, затянувшись "Герцеговиной Флор", он сказал: "Какие смэлые люди! Нэужели в нашей стране таких нэт?" Приказ был понят буквально. Через несколько месяцев на свет появился первый советский боевик под названием "Смелые люди". Главным героем в нем стал Алибек Кантемиров - основатель знаменитой династии конных каскадеров.
Когда друг кусается
ПРОШЛО 40 лет. В 1987 г. по распоряжению Госкомспорта был создан конно-спортивный театр "Каскадер". Его возглавили сыновья и последователи того самого Алибека Кантемирова - Ирбек и Мухтарбек, а в состав вошли 40 лучших каскадеров Советского Союза и 20 отборных скакунов.
Конечно, иметь дело с лошадьми лучше, чем с чиновниками, считает директор театра Анатолий Клейменко. Хотя, никогда не знаешь, как она себя поведет. Именно поэтому даже сейчас, в конце ХХ века, работа с лошадьми остается самой сложной из всех каскадерских специализаций. Ведь человеку приходится иметь дело не с бездушной техникой, а с живым существом. И отвечать приходится не только за себя, но и за коня, который для каскадера порой ближе, чем брат родной. Большинство четвероногих артистов "Каскадера" уже опытные не боятся ни камеры, ни вспышек света, ни выстрелов. Но с новичками иногда происходят инциденты.
Этой весной театр принимал участие в съемках очередного сериала. Молодой жеребец испугался вспышек софитов и забился в истерике. Такие приступы паники опасны не только для окружающих, но и для самого коня: он попросту может разбиться. Так что каскадеру театра Диме Гизгизову пришлось, рискуя жизнью, завалить взбесившееся животное и прижать его голову коленом к земле. В результате коня усмирить удалось, но каскадер пострадал - жеребец откусил ему половину голени. В больнице Диме сказали, что больше он ходить не сможет, но врачи недооценили упорство российских каскадеров. В первый же день после операции Дима стал разрабатывать поврежденную ногу и сегодня уже не только ходит, но и выполняет большинство сложных трюков.
Каскадеры Ирбек Персаев и Алан Тогузов, которые несколько лет работали в Голливуде, перед каждой съемкой писали расписку, что "за их жизнь никто ответственности не несет". Каскадеры американские таких расписок не пишут, потому как практически не рискуют: степень опасности трюка анализируют на компьютере и, если трюк сложный, дают режиссеру московский телефон Ирбека и Алана.
Однажды на съемках фильма "От заката до рассвета-3" Ирбеку Персаеву даже пришлось дублировать своего американского коллегу. Нашего каскадера попросили исполнить трюк по русским меркам не очень сложный. Нужно было всего лишь верхом догнать карету и на полном скаку на нее запрыгнуть. Что, собственно, Ирбек и сделал без всякой подготовки с первого дубля. "Тут сбегается съемочная группа, - вспоминает Ирбек, - все обнимают, поздравляют, операторы в экстазе бьются, а я не понимаю, что же такого, собственно, сделал. Оказалось, что эту сцену с американским каскадером они 3 дня снимали, лошадей туда-сюда гоняли, а он так и не смог на карету запрыгнуть, испугался". Но Голливуд Голливудом, а российский кинематограф нашим каскадерам роднее и ближе. Всем составом конный театр снимался в "Тихом Доне" Сергея Бондарчука, в многосерийном фильме "Дубровский" и даже в "Полицейской академии".
Неженская профессия?
МЕЖДУ прочим, из 34 артистов театра почти половина - женщины. Но, к сожалению, их работа в кино практически незаметна. А все потому, что большинство российских сценариев пишутся под мужчин. Каскадеру Алене Щербаковой было очень обидно, когда в фильме "Сибирский цирюльник" ее загримировали под юношу-извозчика. Но трудятся женщины-каскадеры наравне с мужчинами. К примеру, с легкостью делают джигитовку, когда наездник на коне и под конем, как юла, вертится. Хотя издревле джигитовка считалась элементом боевой подготовки лучших воинов. Современным дамам-каскадерам не только джигитовка, но и подсечка по плечу. На самом деле для опытного каскадера такой номер не опасен. Главное - подальше откатиться. Излюбленный трюк всех героев приключенческих фильмов - прыжок с большой высоты на спину лошади - на самом деле просто мастерская работа режиссеров монтажа. В жизни его исполнить невозможно: сам останешься без наследства и коню позвоночник сломаешь. "А ведь лошадей надо беречь, - говорит художественный руководитель театра Мухтарбек Кантемиров, - пока сильного и доброго скакуна найдешь, двадцать табунов осмотришь. Чтобы хорошего коня выбрать, ему надо в глаза заглянуть".
Когда Мухтарбек заходит в конюшню, у лошадей может приступ сердечный от радости случиться. Боевой конь Мухтарбека - долгожитель Лурик. Ему, по человеческим меркам, уже за сотню перевалило, а он до сих пор во всех выступлениях участвует. Когда ищут скакуна в театр, то берут одного, самого лучшего, из табуна. Но болгарский конь Фрагмент без своего друга детства Гигена в театр идти отказался. Пришлось брать обоих. А с жеребцом Ромой обратная ситуация вышла - чтобы его заполучить, двух лошадей отдали. Рома - русский тяжеловоз. Полторы тонны весит. Прокатиться на таком коне можно всем коллективом сразу. Вот только проблема одна есть у театра: Рому и всех его четвероногих товарищей нечем кормить. Зарплату лучшие в мире каскадеры не получали уже год. Правда, в этом месяце председатель Комитета по культуре правительства Москвы Игорь Бугаев с огромным трудом выбил-таки для артистов рабочие ставки. Денег они еще не видели, но все же продолжают работать, потому что, по их словам, каскадерами не становятся, а рождаются.
Смотрите также:
- СПОНСОР ПРЕМЬЕРЫ "ПИГМАЛИОНА" В "СОВРЕМЕННИКЕ" - ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ". Елена Яковлева стала знаменитой артисткой →
- Кривоидущий Сухоруков →
- Безруков вырос →