Дмитрий Крылов: "Леопард чуть не откусил мне ногу"

   
   

Досье "ТГ": Крылов Дмитрий Дмитриевич. Родился 29 сентября 1946 года на Дальнем Востоке, в Охотском море на катере. Детство прошло в Звенигороде. С 1965 по 1968 служба в армии, в пехоте, в Чехословакии. С 1968 по 1970 год работал руководителем любительской киностудии, дворником, осветителем в театре, водителем машины "скорой помощи". С 1970 года в течение 11 лет работал сначала помощником режиссера, потом режиссером-постановщиком в концертном зале "Россия", параллельно учился в ГИТИСе на отделении режиссер эстрады. ГИТИС закончил в 1978 году. С 1982 по 1983 преподавал в ГИТИСе. С 1983 года - на ЦТ, редактор в литературно-драматической редакции. С 1986 года сначала режиссер, затем автор и ведущий ежемесячной программы "Спутник телезрителя". В этот период работал над большой трехчасовой программой "Вечер американской телекомпании TBS на советском телевидении". В годы перестройки был автором и ведущим литературно-художественного канала "Слово", автором нескольких выпусков "Прожектора перестройки". С 1991 года начал работать в молодежной редакции ЦТ. Режиссер и ведущий авторской программы "Телескоп". С 1992 года стала выходить авторская программа "Непутевые заметки" на ОРТ.

- Дмитрий, вам, видимо, на роду было уготовано стать путешественником, ведь вы родились в открытом море?

- Моя мама, студентка Московской консерватории по классу вокала, и мой отец, познакомившийся с ней по фронтовой переписке, в 1945 году оказались на Дальнем Востоке. Отец охотился, рыбачил, мать занималась домашним хозяйством. Но романтическое бегство из столицы закончилось для них трагически: за девять дней до моего рождения отец утонул. И когда рыбаки вывозили мать на катере, в море разыгрался шторм. Вот тут-то я и "образовался". Один рыбак перерезал ножом пуповину, другой шнурком перевязал ее. Как видите, жив до сих пор.

- Дмитрий, а на телевидение как попали?

- Свою трудовую жизнь начинал на тротуаре, прилегающем к Минкультуры СССР, работал дворником по утрам, а по вечерам занимался в студии при Народном театре напротив. Подметая улицу, очень часто сталкивался нос к носу с Екатериной Алексеевной Фурцевой, которая всегда в одно и то же время шла на работу. Потом окончил ГИТИС, девять лет работал режиссером в концертном зале "Россия"... А на телевидение я попал благодаря Мише Задорнову - он замолвил за меня словечко. И первой моей передачей был "Спутник телезрителя".

- Вашей программе "Непутевые заметки" недавно исполнилось десять лет, с чего все началось?

- С военного конфликта. Случилось так, что во время путча в 1991 году я находился в Лондоне, и нас, советских, считали потерпевшей стороной. Я резко высказывался о ситуации и искренне переживал, что к власти снова придут коммунисты. За интервью я получил гонорар и купил себе камеру. Снимал с жадностью, понимая, что, скорее всего, нахожусь за границей в последний раз. В тот момент на телевидении образовался некий вакуум в международной информации. Многие обозреватели ушли, других "ушли"... И вдруг на экране появляется полупрофессиональный человек с каким-то странным фильмом "Непутевые заметки, или Из Лондона с любовью". Я снимал так, чтобы зритель вместе со мной прогулялся по улочкам Лондона, прикоснувшись к жизни города. Потом этот принцип лег в основу моих остальных передач, а потом появились предложения о съемках в других городах и странах.

- За годы путешествий наверняка скопилось немало курьезных историй?

- Несколько раз пытались отнять камеру. Но настоящим приключением стало посещение деревни диких индейцев в Панаме. В этой поездке мне очень помогла Консуэло Сегура - супруга Владимира Молчанова. Она наполовину испанка и прекрасно знает язык. Добраться до племени оказалось непросто. Попасть в русло нужной реки можно только в определенный час, во время прилива, чтобы вместе с "высокой" водой проплыть на лодке через джунгли в нужную точку. А уже оттуда в сопровождении местных "пионерок", щеголявших в полуобнаженном виде, еще полтора часа пробираться пешком до деревни. Зато там нас встречал сам министр культуры племени. Из одежды - узенькая набедренная повязка. Раньше он был вождем, но его почему-то потом понизили в должности. Он оказался очень гостеприимным, как, впрочем, и все остальные жители деревни. Я раздал сувениры, а одному, совсем обносившемуся индейцу, подарил футболку. После такого широкого жеста я мог спокойно остаться жить в этом племени навсегда, окруженный нежной заботой и вниманием. Эти индейцы не были избалованы посещениями туристов. Когда мы уже проделали обратный путь, с грустью покинув замечательное племя, и летели в небольшом самолетике, нас прямо в воздухе застал тропический ливень. Каким-то образом дождь проник в салон. Воды скопилось много, чуть ли не по щиколотку. Самолет стал терять высоту. Как летчики сквозь кромешную стену потопа отыскали площадку для посадки - остается для меня тайной до сих пор.

- Дмитрий, а какая из стран вас привлекает больше всего?

- Африка. Очень люблю снимать диких животных. В Намибии был один очень напряженный эпизод. Я снимал леопарда из открытого джипа. Проводник кидал ему из открытой машины куски. Леопард хватал их и поворачивался то одним боком, то другим. Существует негласное правило при съемках хищников -нельзя выходить из машины. Я поставил штатив на землю и не заметил, как опустил ногу на землю. Леопард отреагировал мгновенно. Метнулся ко мне ракетой, но проводник, слава богу, не растерялся и буквально влет кинул ему кусок мяса. Нога моя была спасена.

- Опасности во время съемок подстерегают вас часто?

- Опасность может подстерегать в любом, самом, казалось бы, невинном месте. Вот сплавлялись мы в Коста-Рике на лодках по горной реке. Вроде бы ничего особенного. Но лодка неожиданно перевернулась. К счастью, обошлось без жертв. Но я узнал, что такое шок. Одна дама от страха выбралась из реки по вертикальной скале, устроилась на небольшой площадке. Что делать дальше - она не знала. Я после шутил: "Снять ее оттуда можно было только с помощью вертолета либо снайперской винтовки". Проводники долго мучились, но каким-то чудом смогли вытащить горе-альпинистку. А то голодать ей там пришлось бы неизвестно сколько...

- А какое экзотическое блюдо вам больше всего запомнилось?

- В Бали, в ресторане, нас отвели в специальное помещение, где из клетки достали живую кобру. На наших глазах ей отсекли голову, сцедили ее кровь в стакан, добавили меда и мелко нарезали змеиный пенис, а потом выдавили в этот же стакан ее желчный пузырь, и эту адскую смесь я проглотил. В одной из стран Южной Америки в качестве закуски к джину мне предложили больших жареных кузнечиков, завернутых в листочки. Говорили, очень вкусные, хрустящие, но я так и не отважился..

- Со спортом вы дружны?

- Люблю горные лыжи, сейчас увлекся дайвингом, хотя он так же прекрасен, как и опасен. Так что я стараюсь погружаться, соблюдая все правила безопасности.

- Ваша жена Таня принимает самое непосредственное участие в создании ваших передач, конфликты творческие бывают?

- Мы вдвоем проводим много времени, но живем в разных квартирах. Как показал наш опыт, главные разрушители любви - быт и привычка. А что касается творчества, то до недавнего времени Таня работала со мной вторым оператором. Потом ее сменил сын Дима. Сейчас он работает самостоятельно в компании "ВИД", но часто мне помогает.

- Дмитрий, какие сюрпризы вы готовите телезрителям?

- Хочу сделать фильм с моими подводными съемками на острове Комодо. Мечтаю сделать передачу в настоящих экстремальных условиях. Один знакомый предлагает отправиться на Суматру, там остались первобытные племена аборигенов. Условия для съемок далеко не идеальны, да и аккумуляторы там заряжать негде... В перспективе есть проект совершенно новой передачи, но распространяться о ней я пока не буду - боюсь сглазить.

Смотрите также: