Клавдия Шульженко: любимая в синем платочке

Ее числят суперзвездой отечественной эстрады ХХ века. Есть какой-то секрет ее популярности: и внешностью Клавдия Ивановна Шульженко особо не блистала, и голос не был сверхобычным, и в светских сплетнях не преуспела... Однако имя ее стало знаковым. Благодаря, в первую очередь, ее песням и, не в последнюю очередь, ее личности.

   
   

Клавдия Шульженко, биографическая справка

Бойкая дивчина из Харькова

Родилась будущая певица в марте 1906 года, в Харькове. Брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории, в 17 лет стала актрисой местного театра, выступала с концертами, ее первый аккомпаниатор Дуня оказался затем ведущим советским композитором - Дунаевским. Ей было всего 18 лет, когда специально для нее поэт и композитор из Киева написали песню "Кирпичики", ставшую классикой эстрады и ресторанной музыки на долгие годы. На сюжет этой мелодраматичной песенки был даже снят полнометражный художественный фильм, чего в практике мирового кинематографа никогда больше не случалось.

Окрыленная успехом, Шульженко бросает провинциальный Харьков и отправляется сначала в Ленинград, а затем в Москву. Уже в 30-е годы певица становится всесоюзной звездой эстрады, снимается в кино, появляются ее грампластинки. У нее бурная личная жизнь (мы расскажем о ней чуть ниже). Ей удается не только самой избежать террора 37-го года, но и не участвовать в коллективных акциях - митингах, собраниях, письмах трудящихся - с требованиями смерти для "врагов народа".

"Синий платочек" и другие шлягеры

Те, кто мало знает историю нашей эстрады, считают Клавдию Шульженко певицей этакого партийно-патриотического толка. И напрасно! Артистка предпочитала исполнять озорные, веселые и лирические, "безыдейные" песенки о любви, добрых людях, простых радостях жизни. Назовем самые известные ее номера 30-х годов: "Дружба" ("Когда простым и ясным взором..."), "Ты помнишь наши встречи", "Ах, Андрюша!", "Дядя Ваня", украинская песня "Распрягайте, хлопцы, коней!", испанские - "Челита" и "Голубка", танго польского композитора Ежи Петербургского "Утомленное солнце"... Бесхитростный лирический вальс этого же композитора "Синий платочек", напетый Клавдией Шульженко в первые месяцы войны, неожиданно стал чем-то вроде фронтового гимна наряду с прославленной "Катюшей". Вскоре на мелодию "Синего платочка" был сочинен новый текст - о войне, о верности, о победе.

   
   

В ее репертуаре числятся и другие знаменитые песни: "Вечер на рейде", "О любви не говори", "Три вальса", "Давай закурим", "Не тревожь ты себя"... Очень часто певица как бы разыгрывала целые сценки в своих песнях. В ее голосе и стиле удачно сочетались народные русские интонации и эстрадная раскованность. Услышав однажды голос Шульженко, узнаешь его всегда.

Строптивое достоинство артистки

Как и все эстрадные исполнители в СССР, не избежала Клавдия Шульженко идеологических проработок. В газетах писали: "Убогие шансонетки, безвкусно подаваемые Клавдией Шульженко". Надо полагать, советскую власть она недолюбливала. Погибли в сталинских застенках близкие люди артистки.

В декабре 1952 года ей поступило приглашение от Сталина принять участие в новогоднем концерте. "Раньше надо было звонить!" - отказалась Шульженко. Только скорая смерть усатого вождя спасла ее от расправы.

Не сложились у певицы отношения с министром культуры Фурцевой. Оказавшись в пожилом возрасте без квартиры, Шульженко пришла просить жилье у Фурцевой. Та специально, чтобы унизить, заставила артистку долго ждать в приемной. "Мадам, вы плохо воспитаны!" - заявила актриса партийной номенклатурщице. "Скромнее надо быть!" - рассердилась Фурцева. "Вы были ткачихой, сегодня вы министр, кем будете завтра - неизвестно. А я певица, которую любит народ!" - гордо ответила Шульженко.

В эмигрантской газете "Новое русское слово" в 1971 году, по случаю присвоения Шульженко звания "народной артистки", справедливо заметили: "Это больше не ей надо, а званию. Она удостоила, а не звание - ее. Героическая актриса: она ни одной песни не спела "про них", а только про любовь".

Любовь и смерть

Первым избранником ее сердца был харьковский поэт Иван Григорьев. Она жила с ним несколько лет, даже носила его обручальное кольцо, но официально замужем за Григорьевым не была. Поэт называл ее "Куней". Затем певица увлеклась музыкантом и куплетистом Владимиром Коралли. Тот буквально отбил Шульженко у Григорьева, угрожая браунингом.

Их брак с Коралли продлился 25 лет, у них появился сын Гоша, но все кончилось разводом, после которого актриса потеряла квартиру и оказалась в маленькой комнатке коммуналки. За годы брака и Коралли, и Шульженко не раз изменяли друг другу, их союз был скорее творческим, чем сердечным. Ходила даже эпиграмма:

"Шульженко боги покарали. У всех мужья, у ней - Коралли".

Во время войны, выступая как-то в госпитале, Шульженко вдруг услышала из-под бинтов обгоревшего танкиста голос: "Кунечка!". Это был Григорьев, через несколько часов он умер от ран.

После развода с Коралли в жизни актрисы появился ее давний воздыхатель - кинооператор Георгий Епифанцев, моложе ее на 12 лет. Ради Шульженко он бросил семью, но официально свой брак они так и не зарегистрировали. Певица страшно ревновала Епифанцева, часто случались ссоры, и после восьми лет совместной жизни они расстались навсегда.

Она умерла в июле 1984 года. В день ее похорон шел дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце. Через 12 лет рядом с ее могилой, по его просьбе, был похоронен Владимир Коралли. А еще через год, в день рождения Клавдии Шульженко, умер одинокий Георгий Епифанцев. На Новодевичьем кладбище у памятника великой артистке чьи-то заботливые руки всегда кладут синий платочек.

Смотрите также: