Корреспондент "ТГ" Леонид Гуревич, идя на встречу с балериной и драматической актрисой со столь прославленной фамилией, конечно, понимал, что это человек незаурядный. Да и разве может быть иной дочь артиста балета Мариса Лиепы и актрисы Театра имени Пушкина Маргариты Жигуновой? Илзе сумела очаровать не только балетную публику, но и покорить сцену драматических театров, ее можно увидеть и в телесериалах. Талантливый человек талантлив во всем, и Илзе Лиепа тому подтверждение.
- У вас необычное имя. Кто вам его дал?
- Когда-то моя мама снялась в картине, которая так и называлась "Илзе". Она и настояла, чтобы меня назвали этим именем.
- Вы с детства видели, как тяжел труд артиста балета. Почему же вы с братом Андрисом все-таки решили посвятить себя этому виду искусства?
- Подобные решения в актерских семьях обычно предопределены. Мы с братом росли в творческой обстановке, и уже ничего, кроме сцены, не представляли. К тому же в раннем детстве не так просто осознать тяжесть труда балетного артиста. И на сцене, в этом необыкновенном мире, мы видели наших родителей, которые так отличались от обычных людей. Все это не могло не сказаться на детском воображении.
- Кто занимался вашим воспитанием?
- У нас были замечательные бабушки. Мама отца жила в Риге, в собственном доме, который находился в самом центре города, и нас на лето часто отправляли к ней. В моей душе осталась большая часть прибалтийского ощущения, мира Прибалтики. Совсем другие ощущения связаны с другой бабушкой - маминой мамой. Именно с бабушкой я впервые попала в Большой театр. Кстати, я вышла впервые на сцену этого театра раньше, чем стала заниматься балетом. Дело в том, что в пять лет я уже играла роль сына Чио-Чио-Сан в одноименной опере. Среди моих оперных "мам" была и знаменитая Галина Вишневская. Помню красивый красный кошелечек, с которым я с бабушкой ходила получать мою зарплату.
- Марис Лиепа увидел свою дочь на профессиональной сцене?
- Он видел самое начало. Но когда я прочитала его дневники, то нашла там слова и о себе. Например, он написал после какого-то спектакля с моим участием: "Илзе сегодня танцевала гениально". Для меня это было настоящим потрясением, потому что он никогда не говорил мне таких слов. Но он всегда был ко мне удивительно снисходителен.
- Вам приходилось танцевать с отцом?
- Это случилось однажды, когда заболела его партнерша, с которой он должен был выступать в Ереване на каком-то правительственном концерте. И он предложил мне выступить вместе с ним. Мы танцевали болеро из "Дон Кихота". Ощущения у меня остались потрясающие.
- Вы так трепетно говорите об отце. А какую роль в семье играла ваша мама?
- Можно представить, как было нелегко ей, актрисе, растить двоих детей, каждый из которых был далеко не подарком. Мама больше двадцати лет отработала в театре, много играла. Она очень сильный человек и потрясающая женщина: я с каждым годом все больше в этом убеждаюсь. Ту необыкновенную атмосферу в семье создавала именно мама, она и была центром семьи. Ей понадобилось большое мужество, чтобы сознательно держаться в тени отца. Красивая и талантливая, она могла бы сделать прекрасную карьеру. Я восхищаюсь ею, понимая ее жертву ради семьи.
- Какие роли, которые вы исполняли в Большом театре, вам запомнились больше всего?
- Видите ли, каждая роль - это определенный жизненный этап, связанный с сомнением: получится - не получится. Я очень люблю "Шахерезаду", которую для меня восстановил Андрис. Кстати, именно ее я танцевала на презентации Фонда Мариса Лиепы. Люблю балет "Федра" в постановке Вероники Смирновой. Этот спектакль шел и на вечере памяти отца.
- Вместе с братом танцевали?
- И не раз. Вместе с ним мы даже сделали в Лондоне балетный фильм "Видение розы", танцевали в "Шахерезаде" и в других спектаклях.
- Илзе, а кто вам помог открыть дверь в драматический театр?
- Я уже говорила, что моя мама - драматическая актриса. Мое детство было также связано и с драматическим театром. И я помню, что с самого начала на сцене для меня самым интересным было именно актерское существование. Мне интересно играть драму, даже с надрывом. Так что и в профессии драматической актрисы я чувствую себя вполне комфортно. От предложения петербургского продюсера Натальи Колесник отказаться не смогла и согласилась сыграть Марию Стюарт в пьесе Людмилы Разумовской "Ваша сестра и пленница". После дебюта последовал новый спектакль по пьесе Андрея Максимова "Сон императрицы", который идет в Театре "Модернъ". Здесь я играю уже роль русской императрицы Екатерины. И знаю, что уже не смогу остановиться, потому что не выношу творческих простоев, без работы начинаю чувствовать себя увядшей.
- У вас есть и несколько киноролей в фильмах - "Блистающий мир", "Бемби", в телесериале "Михайло Ломоносов". Продолжают ли поступать предложения от кинорежиссеров?
- Недавно я закончила съемки в телесериале "Самозванцы", где сыграла иностранную журналистку.
- Вы сейчас занимаетесь и балетом, и театром, и кино. Вам что, нравится экспериментировать или вы таким образом пытаетесь компенсировать какую-то нереализованность в балете?
- Понятно, что всю жизнь танцевать невозможно. На сцене драматического театра мне тоже не хотелось оставаться любителем. Меня с детства приучили к тому, чтобы ко всему, чем я занимаюсь, относиться серьезно. Мне интересно все: и балет, и театр, и кино.
- Вы семь лет были замужем за известным скрипачом Сергеем Стадлером. Помню, прочитал где-то, что после развода с ним вы больше замуж не собирались. Но, похоже, вы вновь счастливы с бизнесменом Владиславом Паулюсом?
- Давайте не будем больше говорить о Стадлере, лучше оставим его в покое. Я действительно счастлива с Владиславом. Кто-то хорошо сказал: все большие решения человек принимает в одно мгновение, но потом только приходится долго к этому привыкать. Нам тоже понадобилось много времени, чтобы принять решение быть вместе.
По-моему, семья должна основываться на христианской морали, если так можно выразиться, на единой шкале ценностей. Я поняла, что мне этот человек послан свыше, может, поэтому мы сначала обвенчались с ним, а затем только поставили штамп в паспорте.
- Как-то Майя Плисецкая на вопрос, как она поддерживает фигуру, ответила, что нужно меньше жрать. Вам легко соблюдать диету?
- Конечно, нелегко, но делаю то же, что и Майя Плисецкая.
Смотрите также:
- Светлана Рябова: "Делай, что должно, и будь что будет!" →
- Мы не успели на нее насмотреться →
- Илзе угодила в драму →