- Илзе, гравюры в доме от прошлых времен остались?
- Нет, что вы. Их собирал мой отец - Марис Лиепа. В его коллекции картины, гравюры, всевозможные изящные вещицы. Отец прекрасно разбирался в антиквариате, мог часами рассказывать про какую-нибудь вазу. Правда, мы с братом не особенно его слушали, не понимали еще. Отец обладал великолепным вкусом.
- То, что вы дочь знаменитого артиста балета как-то помогало вам в жизни или, наоборот, мешало?
- Этот факт намного осложнил мою жизнь. Отец говорил мне и Андрису, что нам нужно работать вдвое больше, чем он, чтобы держать на высоте марку фамилии. Слава отца досталась нам с братом как бы по наследству, ее еще нужно было отработать. В детстве отец часто повторял нам: "То, что простится другим, никогда не простится вам!" И действительно, нам никогда не давали поблажек. Я долгое время была рядовой танцовщицей, пока "выбилась" в солистки. А Андрис, уже получив звание заслуженного артиста республики, все еще числился в составе кордебалета.
- Каким было детство у будущей балерины?
- С одной стороны, жизнь нашей семьи была безалаберна, мы больше, чем другие дети, были предоставлены сами себе. Я всегда старалась походить на мальчишку - лазала по крышам, по деревьям, играла в войну. Но, с другой стороны, наше существование в семье было озарено влюбленностью в искусство. Мы были покорены балетом с малых лет. В нашем доме бывали Галина Уланова, Марина Семенова, Татьяна Вечеслова, Рудольф Нуреев...
- А ваша мама не имела отношения к балету?
- Мама - драматическая актриса. Но весь жизненный ритм нашей семьи она выстроила вокруг работы отца. В день, когда у него спектакль, запрещалось бегать и шалить в доме. Не дай бог, зашуметь, когда папа спит! Балет стал как бы фетишем. Мы, дети, с восхищением слушали рассказы отца о его гастрольных поездках, о местах, где он бывал. Мне он казался сказочным принцем...
- Вероятно, ваше решение стать балериной родилось под влиянием отца?
- Отец никогда не принуждал нас пойти по его пути. Но в доме всегда были спортивные снаряды, чтобы дети с ранних лет получали физическое развитие, которое необходимо для артиста балета.
- Отец влиял на вас косвенным примером. А кто же воспитывал?
- Мама и бабушка. Мама двадцать два года была актрисой Московского драматического театра им. Пушкина, сыграла там много больших ролей. Как трудно ей было тогда, я только теперь понимаю: двое детей, муж с его сложнейшей профессией и нелегким характером, собственная работа... Мама - очень сильный человек. Мы с Андрисом до сих пор, словно маленькие дети, боимся ее строгих оценок нашего творчества. Раньше мне казалось, что та необыкновенная атмосфера в доме, которую я и сейчас пытаюсь сохранить, была целиком и полностью заслугой отца. Теперь я понимаю, что главной опорой нашей семьи была мама. Когда бабушки не стало, на помощь маме пришла бабушкина подруга Мария Григорьевна, очень добрая, милая женщина. Для нас она была как родная. А мама до сих пор за нас волнуется, словно в детстве. Мне кажется иногда, что я не должна рассказывать ей о своих проблемах - она очень близко все воспринимает, потом не спит ночами.
- Ведь ваша мама, Маргарита Жигунова, когда-то начинала свой творческий путь как киноактриса...
- Да, она снималась в знаменитом фильме "Жестокость" в паре с Георгием Юматовым. Потом ее пригласили в Латвию сниматься в картине "Илзе". Здесь она и познакомилась с Марисом Лиепа.
- Ваше имя оттуда?
- Да, именно так. Когда родилась дочь, родители решили назвать ее в честь героини маминого фильма.
- Почему же работа в кино оборвалась?
- Маму полностью поглотили семейные заботы. Она потом отказывалась от всех предложений сниматься.
- Чем она занимается сегодня?
- У нее своя семья, замечательный муж. А живем мы все вместе: я с мужем Владиславом, Андрис с женой и ребенком и мама с мужем.
- Вашим первым мужем стал скрипач Сергей Стадлер...
- Наша встреча была закономерной, я не могла пройти мимо столь интересного человека и не влюбиться в него. Сегодня вспоминаю о своем первом муже с большим теплом и благодарна судьбе, что мы остались друзьями.
- Почему распался ваш брак?
- Мы оба не были достаточно готовы к семейной жизни. Многие молодые люди не понимают ни смысла, ни цели брака. Надежда только на то, что со временем мы умнеем и стараемся не повторять прошлых ошибок. Но я не считаю эти семь лет потерянными, это хороший урок.
- Вы счастливы со своим вторым мужем?
- Мы со Славой довольно долго изучали друг друга. В какой-то момент я даже была готова к тому, чтобы остаться одной. А сейчас у меня есть самое ценное в жизни - тишина, мир и покой в душе.
- Ваш муж Владислав Паулюс - бизнесмен. Он далек от театральных проблем...
- Неважно, чем люди занимаются, и понимают ли они тонкости другой профессии. Главное, чтобы они понимали друг друга. Владислав хорошо понимает мое настроение, вместе со мной волнуется, радуется успеху.
- С братом вы когда-нибудь соперничали?
- В детстве - как обычно. В хореографическом училище соперничали в исполнении всяческих специальных упражнений. Творческого соперничества или зависти между нами, упаси бог, никогда не было. Напротив, брат, в особенности после того, как не стало отца, был моим главным учителем, наставником. Я и сегодня беру с него пример.
- Чем заполнен ваш досуг?
- Для меня лучший отдых - это умение переключаться на другой род занятий. Люблю делать записи. С ними связана каждая моя новая работа. И это отдых. Правда, скорее для души, чем для тела. Если же речь идет о смене обстановки, то я не стремлюсь в туристические поездки на экзотические острова. Я больше люблю среднюю полосу России, Прибалтику. Одним словом то, с чем связано мое детство.
- У балерин строго с питанием. Что вы едите?
- Ем только раз в день, вечером - рыбку, салатики. Молочное я из своего меню исключила полностью, мяса тоже не ем. Люблю гречневую кашу. Обожаю национальные японские кушания. Даже купила в Японии специальную сковородку, чтобы готовить эти блюда.
Смотрите также:
- Анастасия Волочкова: "У меня будет три свадьбы" →
- Клан МИХАЛКОВЫХ. Мужчины и женщины →
- Страхи Александры Марининой →