Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до конца своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже - в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами - они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, - то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.
Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же они уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то "растворяются" в другом (большом) народе и становятся "русскими", "якутами", "бурятами" - в зависимости от того, куда попадут, и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.
Конечно, у малых народов есть интеллигенция - учителя, художники, учёные, писатели, врачи, которые обычно живут в окружном или областном центре. Но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в поселках.
Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбища из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения, с одной стороны, и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров, с другой, вступают в противоречие, и в таком конфликте сила, увы, не на стороне малых народов.
В конце XX в. руководство округов и республик (особенно, в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Проводятся фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортив-ные состязания.
Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (например, индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии) входят в "визитную карточку" страны и служат показателем прогрессивности этой страны. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.
Смотрите также:
- Вырождение России: кто виноват и что делать (06.04.2006) →
- ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Почему не любят русских? →
- Научиться быть русским →