Ведьма из Блэр

   
   

Когда слышишь слово "ВЕДЬМА", перед глазами невольно возникает образ дряхлой старушонки с длиннющим носом, с противной бородавкой на нем, в колпаке, скошенном на бок, надетом на маленькую голову, покрытую жиденькими волосами, в плаще и в черных туфлях с заостренными носами и с золотой пряжкой. Старуха эта непременно летает на метле и находится в окружении черных кошек и прочей устрашающей живности.

Образ ведьмы

По древним поверьям ведьма непременно должна жить в старом заброшенном, гнилом местечке. Каждую ночь, оставшись одна, в полумраке ведьма варит зелья на всякие случаи жизни. Иногда, чтобы отравить кого-нибудь, иногда, чтобы наслать беду или мор, иногда, чтобы превратиться в какое-нибудь немыслимое животное и испугать окружающих до смерти.

Существует несколько вариантов происхождения этого образа. Отчасти это заслуга творчества демонологов начала нового времени, отчасти европейский фольклор повлиял на создание такого необычного портрета. Стоит отметить, что даже на многих гравюрах XVI-XVIII веков изображается один и тот же сюжет: женщины всех возрастов в обнаженном виде, окруженные горами волшебных и магических книг, черепами, жабами и змеями, варят противное зловонное зелье. Не менее популярно изображение ведьм, летящих на шабаш.

В работах теологов XV-XVII веков образ колдуньи формировался постепенно на основе древнего наследия. Олицетворенная ведьма вобрала в себя черты ветхозаветной Лилит, Цирцеи (именно той волшебницы, которая превратила слуг Одиссея, возвращавшихся на свою родину Итаку после захвата Трои, в свиней), античной богини Дианы, Медеи и женских образов произведений Горация и Вергилия. Картина стала еще более полной, когда была выдвинута новая гипотеза о необычных способностях ведьм. Любой народ признает идею о том, что некоторые люди обладают сверхъестественными способностями и могут делать вещи, которые другим не под силу. Так вот, в средневековой Европе такого рода способности стали ассоциироваться с сатаной. Люди были убеждены, что на теле ведьмы непременно должна оставаться особая отметина, нечувствительная к боли. Чтобы стать ведьмой, необходимо было продать свою душу дьяволу, после чего приобретались все сверхъестественные умения. Так же считалось, что колдунья не может утонуть в воде. Очень часто при судебных разбирательствах на телах искали дьявольские отметины, если же таковые не были найдены, то обвиняемым в колдовстве связывали руки и проверяли, тонут они в воде или нет. Если же предполагаемая ведьма отказывалась сознаться на допросе в своих деяниях, то ее уже без сомнения обвиняли в причастности к "черным" делам, так как считалось, что нежелание причислять себя к ряду последователей дьявола уже было признаком бесчеловечности.

Что касается европейских крестьян, то они себе представляли все совсем по-другому. В их понимании, ведьмой вовсе не обязательно должна была быть женщина. Мужчина с таким же успехом мог продать душу дьяволу. Зачастую люди с физическими недостатками, сварливые, нелюдимые и одинокие страдали от того, что их как раз и считали посланниками сатаны. Их все боялись и старались быть пообходительнее, чтобы, не дай Бог, не вызвать гнев и не наслать на себя какую-нибудь беду. Но если вдруг происходил какой-то скандал, то совершенно естественным был тот факт, что все шишки сразу же летели на предполагаемого колдуна. Больше всего крестьяне боялись не ночных полетов и не некой связи с дьяволом, а личных неприятностей, которые им могли доставить "черные" силы. Касаясь религии, стоит заметить, что, в отличие от католиков, протестанты категорически отвергали все, что хотя бы отдаленно могло им напомнить о магии. Католическая церковь в этом плане спокойнее относилась ко всякого рода знахарям и даже мирилась с существованием дьявола, тем самым, объясняя дохристианские представления. На самом деле в католичестве было достаточно магии, а в монастырях прихожанам и паломникам предлагались всякие целебные средства и защиты от ведьм. Вскоре произошла реформация, которая привела к введению инквизиции. Ведьмы отныне сжигались не за магию, а за ересь - договор с сатаной и за службу ему.

Что же насчет православной веры?

Американские исследователи убеждены, что Россию ведовская истерия не коснулась в виду того, что в восточном христианстве по-особому относились к человеческому телу, чего нельзя сказать о католичестве и тем более о протестантизме. Православных христиан женское тело пугало значительно меньше, чем религиозных фанатиков на Западе, поскольку первые не были настолько убеждены в "греховности" человеческой плоти. В России просто-напросто не было теологической теории, и о дьяволе речь заходила крайне редко. В 1715 году Петр I издал указ, которым перекрыл все пути доносчикам, обвинявшим всех и вся в колдовстве. Вследствие этого, даже священники старались быть аккуратнее в своих проповедях, касающихся темы колдовства. Более того, Запад в те времена находился в серьезном кризисе, который в дальнейшем вылился в ряд кровавых религиозных войн. Православие же, к счастью, такая "неприятность" обошла стороной.

Как появились ведовские процессы