Гейша - это женщина легкого поведения, продающаяся для плотских развлечений, или образованная, обученная самым лучшим манерам девушка? Большинство людей сразу же отнесут восточных красавиц этой профессии к первому определению. Но... Могу смело заявить: они будут не правы! Полгода назад я тоже считала, что гейши - это "ночные бабочки", слетающиеся на огонек, вокруг которого собираются "толстые кошельки", которым вздумалось развлечь себя женскими ласками. Но теперь я просто восхищена японскими представительницами столь популярной в Стране Восходящего солнца профессии. Конечно, я говорю о профессии гейши. Постойте, постойте! Если вы сейчас усомнились в том, что это можно назвать профессией, то, пожалуйста, "сотрите" вашу ухмылку с лица, потому что это действительно профессия, и даже более того - одна из самых сложных. Точнее сказать: гейша - это призвание. Это талант и бесконечная работа над собой! Так что, прекратите хихикать и прочитайте эту статью до конца, и, я думаю, вы измените свое отношение.
Как я уже говорила, раньше я считала гейш путанами. Мою точку зрения диаметрально противоположно перевернула книга Артура Голдена "Мемуары Гейши". Это трогательная история жизни девочки Чио из маленькой рыбацкой деревушки Йоридо. Прекрасная книга о прекрасной любви заставила меня пересмотреть многое в своей жизни и задуматься над тем, что наш современный мир многое утратил и, к сожалению, никогда не вернет. Кроме яркого "букета" чувств, эта книга включает в себя множество достоверных фактов из жизни гейши Минеко, которая даже подала в суд на автора за то, что он нарушил обещание не разглашать историю, которую она доверила ему в долгих беседах за чашками чая. Но вообще-то, я отошла от темы. Итак...
Как? Где? Когда?
Эти три вопроса заинтересовали меня в первую очередь. Чтобы понять институт гейш, надо разобраться с историей возникновения этой профессии.
Слово "гейша" (правильнее - "гейся") изображается двумя иероглифами: "гей" - означает искусство, мастерство и "ся" - переводится как человек. Этот термин - лингвистическая калька слова "артист" ("арт" - искусство). "Человек искусства" - это хрупкая и необычайно женственная гейша.
Где-то в 1600-затертом году появился термин "гейся". В те времена японцы толковали это слово значительно шире, подразумевая изысканного совершенного человека. Так называли различных ученых и врачей... Но со временем название гейся стало более узконаправленным. Примечателен тот факт, что первыми гейшами были мужчины, и лишь гораздо позже, этот "титул" перешел к азиатским женщинам. Однако профессия женщины-увеселительницы существовала в Японии раньше, чем появился этот термин. В VII веке имела место профессия сабуруко. Ими становились женщины, оставшиеся без мужской защиты. Они были вынуждены зарабатывать деньги, развлекая мужчин. Некоторые из таких дам были хорошо образованными и владеющими искусством танца, пения, игры на музыкальных инструментах, но основой получения от мужчин денежной компенсации было все-таки физическое, а не духовное ублажение. Что, в принципе, противоположно гейше. Она является человеком искусства, и посему в ее задачи, в первую очередь, входит развлечение мужского пола с помощью культурных составляющих ее профессии - песен, танцев, исполнения традиционной музыки, чайной церемонии, светских бесед...
Старые хроники свидетельствуют, что японский правитель Иэмицу Токугава любил приглашать танцовщиц в свой дворец. Иногда их сменяли актеры-рассказчики смешных историй. Танцовщиц именовали одорико, актеров-рассказчиков - гейся. Потом и тех, и других стали называть гейся (этот термин не предполагал деления по половому признаку). Такие вечеринки вошли в привычку, крепко закрепившись в быту средневековой Японии.
Изначально навыки, которыми должна была обладать гейша, передавались от танцовщиц и артистов своим отпрыскам, но к концу XVII века гейши стали получать образование от девушек из городских семей. Наиболее удачливые из них становились (на современный манер) продюсерами или агентами гейш.
Гейши - это феномен, уникальная социокультурная традиция, не имеющая аналогов. Европеец не знает, что она, развлекающая, кокетливая, остроумная и эротичная, создана для увеселения мужчины, для того, чтобы он почувствовал собственную исключительность, а не просто для плотских утех.
Гейши бывают разные...
Восток дело тонкое! Как и различие между гейшами азиатских стран.
Китай - страна прародитель всех гейш. Именно оттуда и пошла такая удивительная профессия, корни которой "зарыты" слишком глубоко, чтобы назвать точный период ее возникновения, но можно сказать одно - это было очень давно.
Собственно, в Китае нет такого понятия, как гейша. Там обитают - цзи. Различия между японской гейшей и китайской цзи очень тонкие, как, впрочем, и кисэн (корейский вариант цзи и гейши) мало чем отличаются от них. Но... разные страны, а значит, и гейши разные.
Кисэн представляют из себя смесь профессиональных развлекательниц и куртизанок (с французского - женщина легкого поведения). В этом и заключается главное отличие между гейшей и кисэн. Для корейских кисэн было вполне нормальным провести ночь с мужчиной за деньги, а для гейши это практически недопустимо. В старой Японии существовала явная граница между гейшами и ойран (девушки, которые торговали своим телом). А в старой Корее подобного строгого разделения не существовало. Однако главным занятием кисэн была организация приемов, а ее главным достоинством - умение поддержать разговор, играть на музыкальных инструментах, петь, писать стихи и танцевать.
Кисэн появились потому, что стали необходимы. В соответствии с вековыми традициями женщины в дворянских семьях вели затворническую жизнь. Они редко могли выходить из дома, и им было строго запрещено встречаться с приходящими в дом гостями, если те не являлись близкими родственниками. Поэтому, когда гости приходили (а это опять-таки была чисто мужская компания), разговоры велись исключительно о конфуцианской философии или налоговой ... имели большой недостаток - отсутствие женского общества. Так и возникла профессия кисэн.
Самая дорогая и неудобная одежда
Конечно же, это кимоно, делающее гейшу еще более прекрасной и грациозной!
Кимоно ("ки" - носить, "моно" - вещь) перенято в глубокой древности из Китая. Это и женская, и мужская одежда, нижняя и верхняя, выходная и домашняя, спальная (юката). Но те самые расписные одеяния, в которых появляются на приемах гейши - ни что иное, как парадное кимоно. Эта праздничная одежда представляет из себя прямокроенный халат с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую сторону, как у мужчин, так и у женщин. На левую сторону кимоно запахивают только на покойнике перед погребением. Мужчины фиксируют кимоно поясом на бедрах, завязывая узел справа или сзади. Женские пояса, располагаются на талии и обматываются вокруг тела выше, завязываясь широким пышным бантом сзади.
Ходить в парадном кимоно современному человеку ужасно сложно, а иногда просто невозможно (это вам не короткие футболки и удобные джинсы). Даже облачиться в такое вот восточное одеяние довольно тяжелое занятие, а уж правильно носить его - это, пожалуй, настоящее искусство.
Главный враг кимоно - стул, а значит, вся современная цивилизация. Настоящие гейши проводили время в чайных домах на полу, стоя на коленях перед низким столиком. Пол - всегда должен был быть чистым и гладким, чтобы платье свободно могло скользить по его поверхности. Обутый человек немыслим в таком доме, впрочем, так же, как и сидящий на стуле.
После того, как шелковое кимоно надето, гейше было необходимо добраться до чайного домика... А как это сделать в узкой одежде, которая сползает, перекашивается, а пояс развязывается! Да еще в жутко неудобных гэта - деревянных сандалиях в форме скамеечки, одинаковых для обеих ног, придерживаемых на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами, или в окобо - лакированных босоножках на очень высокой и неустойчивой деревянной платформе. Походка дикая, прыгающая, неловкая, так как центр тяжести у этой обуви азиатские выдумщики-мучители сделали на пятках.
Но так нелепо, постоянно поправляя платье и пояс, шатаясь из стороны в сторону, выглядела бы почти любая современная девушка, только не настоящая гейша...
Для правильной грациозной походки в кимоно женщина должна как бы скользить одной ногой впереди другой, делая небольшие шажки, подгибать при ходьбе пальцы ног и немного сгибать колени, чтобы слегка косолапить, чуть-чуть опустить плечи и помахивать руками, не отрывая их от тела.
Но кимоно не только нужно правильно носить, чтобы выглядеть в нем, как настоящая изысканная гейша, также необходимо обладать типичной японской фигурой - низкой талией, длинной линией бедра и короткими икрами. Кимоно подчеркивает одни стороны фигуры - затылок и шею, лодыжки, бедра, и маскирует другие - талию, ноги и грудь, делая девушку в нем более скромной и соблазнительной. Современные платья - наоборот всячески подчеркивают то, что кимоно скрывает...
Эта одежда также должна соответствовать сезону, событию и носящей ее девушке. Кимоно фурисодэ ("болтающийся рукав") носят девушки, невесты, начинающие гейши. Конец рукава при опущенных руках достигает щиколоток. Это самое торжественное кимоно. Женщины носят томэсоде (косодэ), рукав которого чуть ниже бедра. С сентября по апрель носят кимоно на подкладке (авазэ), в мае-июне без подкладки (хитоэ), в июле-августе легкие, ажурные. Узоры, рисунки, их расположение и цвет имеют свое значение - все это настоящий язык кимоно.
Этот красивый, но изнуряющий наряд, несомненно, - один из символов восточной культуры и по сей день. Кимоно и раньше, и сейчас является самым дорогим одеянием в мире.
Армейская служба в узком платье
Шелковые кимоно цвета заката с вышитым золотыми нитями драконом, опьяняющее сакэ, чайная церемония, роскошные драгоценности, красивый макияж и светское общество... Все это лишь одна сторона медали. А вторая - вовсе не блестящая и не привлекательная, а, я бы даже сказала, ужасающая.
То, через что приходилось пройти восточной девочке, чтобы стать выдающейся гейшей, пугает и шокирует. Такая жизнь сравнима со службой в какой-нибудь военной части специального назначения. Постоянные нагрузки, бесконечное обучение, неимоверный физический труд, строжайший распорядок дня и самосовершенствование... И при этом девушке было необходимо быть лучшей.
Ночи слез, а утром нечеловеческие усилия утаить с помощью пудры следы ночной истерики - все это неотъемлемая часть жизни гейши. И то, что они имеют, заработано непосильным трудом, необходимостью годами переступать через свои желания.
Из гадкого утенка в прекрасную гейшу
В чем же все-таки заключалась роль гейши, и как ею становились?
В Японии было множество бедных семей, и поэтому некоторые родители, которые не могли содержать своих детей, продавали (как бы это ужасно ни звучало) дочерей в гейши. Но для этой профессии подходили далеко не все. Оками - хозяйка школы - тщательно отбирала учениц, отбраковывая всех некрасивых и неуклюжих. К тому же, если в процессе обучения кандидатка в гейши не сумела освоить необходимых навыков, ее могли перепродать: в лучшем случае служанкой в богатую семью, а то и в публичный дом.
Длительная и серьезная подготовка новых гейш ведется и сегодня. Только, конечно же, школы пополняются исключительно на добровольной основе, по желанию девочек и их родителей. Пребывание в такой школе приравнивается к учебе в специализированном колледже, и, по закону, ученицами гейш можно стать в 16 лет. В Киото их называют майко ("девочка-танцовщица"), а в Токио более романтично - хангеку ("полудрагоценный камень").
Но вернемся к более ранним временам. Итак, когда девушку покупали, ей было совсем мало лет (могло быть как 12, так и 6). Поэтому девушка, уже после ее отбора в гейши, сначала занималась работой по дому и была почти что служанкой. На нее возлагались все грязные и тяжелые домашние дела. Жила такая маленькая девочка в океи - доме, где заправляла всем "мама" (хозяйка, купившая девочку и заведующая всеми финансовыми вопросами по трате денег на гейш и учениц). В такой океи, как правило, жила сама "мама" (возможно, с родственниками, занимающимися также "разведением" гейш), гейша (одна или больше) и несколько купленных девочек, для того, чтобы в будущем стать майко, а в последствии настоящей гейшей.
Девочки ежедневно выполняли непосильный труд, мечтая о том, что однажды они станут знаменитыми гейшами и, наконец-то, избавятся от этих обязанностей. Но пока... они должны были подчиняться "маме" и гейше, живущей с ними в одной океи... или же быть битыми.
В их обязанности входили уборка дома, выполнение всех личных поручений "мамы" и других членов "дружной семьи". Они должны были помогать гейше собираться на работу и провожать ее. А поздним вечером или ночью встречать и, разоблачив от одежды, помогать готовиться ко сну. Но все это было первой ступенью, которую, хоть и очень непросто, преодолевали японские хрупкие девочки, и уверенно шагали дальше, туда, где ждала их школа гейш...
В такой школе девочки получали официально статус майко и буквально преображались. Для них шились яркие кимоно с длинными рукавами, свисающими до колен (стиль фурисодэ). Столь же длинны и концы пояса под названием оби. На ногах - окобо, заставляющие девушек передвигаться мелкими шажками, что в Японии считается красивой женской походкой. Менялась и прическа. По стилю прически можно было определить, как долго майко проходит свой курс обучения.
Учеба для юных майко сопровождалась "производственной практикой". Когда клиент заказывал группу гейш для вечеринки, с ними приходили и майко. Они могли разливать напитки, а после 3-4 лет обучения в школе девушки уже были способны исполнять незамысловатый танец. Его достоинством было не изысканность и мастерство, достигаемые годами тренировок, а миловидность и юное очарование танцовщиц.
Учась в школе, девушки, помимо изучения всего необходимого гейше, не освобождались от работы по дому, но для них это было уже не столь обременительно, более тяжким трудом теперь казалась учеба!
Игра на музыкальных инструментах - сямисэне (трехструнный щипковый инструмент - подобие гитары, обтянутый кошачьей кожей), барабане - цуцуме и японской флейте фуэ; уроки танцев и пения; и, конечно же, - отменное владение проведением чайной церемонии.
Помимо всех этих изнурительных занятий, девочки-майко должны были освоить главную "науку" - искусство быть красивой! Так вот, то, с чем мы, современные девушки, сталкиваемся по утрам - цветочки! "Рабочий" макияж гейши являлся еще одним адским испытанием.
Сначала женщина смазывала лицо дорогим кремом (который обычно включал в себя - без шуток - соловьиный помет), затем она разогревала в руках кусочек воска и втирала его в кожу лица, шеи и груди. Потом кисточкой наносила мелообразную пасту, за счет которой и достигался фарфорово-белый цвет лица. Более века назад гейши использовали пудру под названием "китайская глина", которая готовилась на свинце. Эта самая пудра была всем хороша, за исключением того, что с трудом отмывалась и была жутко вредной для кожи. Современные гейши пользуются специальной косметикой, которая вреда не наносит, но смывается все равно очень и очень сложно! И последние штрихи... На щеки яркие румяна, под цвет кимоно, на замазанные губы - маленький бантик нового рта. Плакать, потеть и покрываться нервной испариной строго воспрещено - макияж потечет. (У меня аж пупырчатые мурашки по всему телу! J)
Но макияж не последняя пытка для гейш!!! (Не удивляйтесь, гейша, как я говорила, - возможно самая трудная профессия.) И этой пыткой была укладка волос.
Раз в неделю "мама" вела начинающую гейшу к профессионалу-парикмахеру. Волосы ее воспитанницы смазывали воском и укладывали в замысловатую прическу с множеством торчащих из нее заколок и палочек. Подобное произведение искусства стоит недешево, и потому смывать его каждый день слишком дорогое удовольствие и, к тому же, сложное. Поэтому гейшам приходится спать прямо с прической, подкладывая под шею жесткий валик такамакуру. Девушкам также нельзя было ворочаться с боку на бок, так что неудивительно, что молоденькие гейши, не привыкшие к этой пытке, просто-напросто ненавидели свой причесон.
И вот, когда кимоно и окобо надеты, прическа сделана, макияж наложен, начинающая гейша отправляется в чайный дом со своей "старшей сестрой", ею становилась для майко опытная гейша, уже имеющая уважение и круг постоянных клиентов среди знатных мужчин. "Сестрами" становились так: девушки по очереди делали по три глотка чая из трех чашек. Когда начинающая гейша вместе с "сестрой" приходила на вечеринку, она должна была следить за каждым движением своей наставницы. Майко приходилось обходить десятки чайных домов за вечер и каждый раз говорить: "Меня зовут (так-то, так-то). Я начинающая гейша и очень прошу проявить ко мне благосклонность". После этого она должна была тихо сидеть где-нибудь в уголке и помалкивать. Для того, чтобы наливать мужчинам сакэ или чай, она должна была сделать так, чтобы он этого захотел. Если же она была слишком неприметная, как серая мышка, то у нее не было ни единого шанса, добиться даже того, чтобы какой-нибудь состоятельный японец попросил проводить его до туалета. А что вы думали - это тоже входило в ее обязанности! Кстати, гейша не должна была выпивать в одном чайном доме более одной чашки чая. Так как в туалет ходить ей было запрещено. Не потому, что японцы абсолютные садисты, а потому что в кимоно это сделать было почти невозможно...
"Сестра", в свою очередь, должна была рекламировать свою "младшенькую", да так, чтобы у нее как можно быстрее появились свои клиенты. Конечно, не за бесплатно. После того, как девушка становилась популярной и начинала приносить деньги в "семью", небольшой процент с доходов перепадал и ее "старшей сестре". Сама юная японская гейша получала очень маленькую сумму, даже если она становилась очень популярной. Так как большей частью своих заработков она покрывала все расходы (отмеченные "доброй мамочкой" в книге учета), которые ранее были затрачены на ее обучение и содержание. Часть денег "мама" забирала себе и делила с чайными домами, где деньги, собственно, и были заработаны. Стоимость гейши определялась очень легко: перед самым ее приходом поджигалась ароматическая палочка, и чем больше таких благовоний сгорало за время, проведенное ею с гостями, тем дороже считалась гейша. Обычно, пока горит одна палочка, гейша успевает спеть, станцевать, обменяться комплиментами с гостями, подлить хозяину вечеринки и его гостям сакэ или виски в опустевшие стаканы. Если мужчины не хотят отпускать гейшу, она зажигает вторую палочку, тем самым удваивая, а затем и утраивая оговоренный гонорар...
Таким образом, начинающая гейша становится довольно популярной и превращается прямо-таки на глазах в прекрасную женщину с тяжелой, но яркой профессией!
Любовь - кольцо... в чужом кармане
Почти каждая юная девушка верит в прекрасного принца из сказки, который полюбит ее, в то, что они поженятся и проживут долгую счастливую жизнь... Девушки из Страны Восходящего солнца не являются исключением, но те, которые стали гейшами, могут забыть про эту сказку с хэппи эндом! Их принцем на белом коне становится тот мужчина, чей карман больше набит деньгами, а о любви "большой и чистой" они могут только мечтать в перерыве между чашечкой чая и изысканным восточным танцем.
Вы уже более или менее поняли, чем занимается гейша на вечеринках, ну, а как же на счет того, из-за чего к ним и прилипло клеймо куртизанок, хотя они таковыми не являются? Есть такой термин - мизуаж. Этим словом обозначалась ночь любви с девушкой, которая еще никогда не была с мужчиной. Эту ночь "мамаши" обычно выставляли на аукцион для получения наиболее выгодной цены. Именно по этой причине гейшам было запрещено иметь отношения (даже если это и была та самая любовь!) с каким-либо мужчиной, не купившим на торгах ее мизуаж.
А вот еще один момент в любовных отношениях гейш. У каждой хорошей гейши должен быть данна (покровитель), который брал на себя все расходы, плюс выкупал ее у океи. Данна (который мог быть женат) должен был исполнять практически все прихоти своей избранницы. Таких данн в жизни гейши могло быть много, но расставания с таким вот покровителем в основном были по инициативе мужчин. Слишком уж тяжело заботиться о любовнице-гейше, а может быть, еще и о жене... Но приличная гейша старалась закрепить за собой одного постоянного данну, ибо было неприличным менять мужчин, из-за этого она теряла популярность и уважение.
Дитя современности с белым лицом