Красный-желтый-зеленый

   
   

Вся жизнь - праздник! Таков замечательный девиз растафари. Но чтобы понять и почувствовать его, недостаточно курить травку и слушать Боба Марли. Растафарианство - древняя культура страны Эфиопии, и это целый отдельный мир. Каковы же его порядки и возможности? Попытаемся разобраться...

А начало было таким

Прарастафарианство возникло в Эфиопии в 800 году, вместе... с принятием христианства. Естественно, местные обычаи оказали сильное влияние на христианство, и в результате постепенно возникла уникальная культура - растафарианство.

Главная идея растафарианства: надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона - имеет под собой вполне реальную основу. Вавилон - понятие абстрактное. Это символ индустриального мира, как скопища пороков, бездушия и корысти. Для ямайских растаманов воплощением Вавилона стала Америка. Несколько веков подряд корабли увозили африканских рабов в Америку. Крупный невольничий рынок и перевалочный пункт были на острове Ямайка, поэтому сотни лет там "оседала" африканская культура. И, конечно, единственной мечтой многих африканцев была самая естественная и нормальная вещь - возвращение на родину.

В XX веке рабство было запрещено, но большая часть эфиопов, разумеется, по-прежнему жила на территории Америки. Идейным вождем растаманов стал Маркус Мосайа Гарви, агитировавший африканцев вернуться на родину. Именно он предсказал скорое рождение царя, прямого потомка библейского царя Соломона и царицы Савской, который поведет за собой народ в Эфиопию, - и на этой земле наступит вечный рай.

Предсказание сбылось. В 1930 году правителем Эфиопии стал Рас Тэфэри Мэкконын. Его короновали под именем Хайле Селассие I, что в переводе означает "власть Троицы". С этого дня назвавшие себя в его честь растафаринцы (или просто "раста") стали ждать кораблей Хайле Селассие I, которые приедут за ними и заберут в Эфиопию, на землю обетованную. Впрочем, под Эфиопией подразумевалась вообще вся Африка. Растафари в религиозных песнопениях молили о родине своего бога Джа. Характерная черта этих песнопений - свободолюбивые тексты. Так и родилась музыка рэггей.

Любимая одежда

Красный-желтый-зеленый... Сочетание этих цветов знакомо многим непосвященным в культуру реггей хотя бы по беретам на головах некоторых непростых прохожих или по раста-сувенирам. На самом деле, это цвета флага Эфиопии. Они присутствуют в одежде каждого растафари. Просторные рубахи и полотняные штаны, которые носят африканцы у себя на родине, идеально подходят для жаркого ямайского климата. У нас же штаны зачастую заменяются на потертые джинсы, а рубахи - на футболки с изображением конопли или Боба Марли. Объемные цветастые береты призваны украшать буйство дредлоков, а голые ноги в сандалиях позволяют чувствовать растаманам земные вибрации.

А почему на голове именно дреды? Оказывается, это не только напоминание об африканских толстых красивых волосах, но еще и о гриве льва-воина растафари. Есть у дредов и более глубокое толкование: когда наступит конец света, бог Джа узнает растаманов по косичкам на голове и, зацепив растаманов за косы, вытащит их в рай.

А как там с музыкой?