Продолжение. Начало в N 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 за 2005 год Программа первого уровня Этап 3 Целью третьего этапа является коррекция произношения вами звуков иностранного языка, освоение приемов Л-10 и Л-11 и дальнейшее продвижение в освоении лингафонного курса. Продолжительность занятий на третьем этапе остается прежней - 30-40 минут. Если вы нашли подходящую для вас продолжительность участков текста и занятия проходят с удовольствием, то, возможно, вы испытываете желание увеличить их продолжительность. Можете в этом случае заниматься 40-60 минут, но пока не более часа. Занятие двадцать второе Прочтите раздел фонетических правил в учебнике или лингафонном курсе, или в любом другом пособии (прием С-1). Затем прослушайте всю пройденную часть лингафонного курса 1-2 раза и обращайте внимание на звучание слов в соответствии с правилами, которые вы прочли. Занятие двадцать третье Прочтите еще раз раздел фонетических правил (С-1). Затем прослушайте один раз без книги часть лингафонного курса, посвященную звукам изучаемого языка, - часть, в которой диктор произносит отдельные слова с четким выделением отдельных звуков (Л-2). Прослушайте 2-3 раза фонетическую часть курса с книгой, обращая особое внимание на звуки, произношение которых в иностранном языке отличается от звуков родного языка, а также на звуки, отсутствующие в родном языке. Потренируйтесь в произнесении вслед за диктором слов фонетической части курса (Л-6). Занятие двадцать четвертое Начните с многократного (5-10 раз) проговаривания вслед за диктором слов со звуками, представляющими для вас наибольшие трудности в произношении, с обращением внимания на соблюдение фонетических правил о расположении органов речи, длительностей звуков и т.д. После этого перейдите к выполнению уже освоенных программ П5 и П4 для следующих участков текста. При этом обращайте внимание на звучание слов иностранного языка, включающих трудные звуки этого языка. Занятие двадцать пятое Сначала выполните программы П4 и П5 занятий предыдущего этапа для следующих отрывков текста лингафонного курса. Затем из пройденной части лингафонного курса выделите отрывок, в котором, по вашему мнению, хорошо представлены фразы, произношение которых кажется вам трудным и которое вам хотелось бы потренировать. Подготовьте запись этого отрывка с пропусками (стертыми фразами) для вписывания в эти места вашего голоса, повторяющего нужные фразы, как это описано в приеме Л-10. Примените прием Л-10 к подготовленному участку текста, запишите свое повторение оставшихся нестертыми фраз, затем прослушайте свой голос и проанализируйте произнесение вами отдельных звуков и целых фраз. 0братите внимание на ошибки и недостатки в вашем произношении и еще раз прочитайте правила фонетики, относящиеся к наиболее трудным для вас звукам, после чего повторите Л-10 еще раз. Занятие двадцать шестое Повторите программы П4 и П5 предыдущих занятий. Повторите Л-10 для выделенных вами фраз 2-3 раза, пока запись вашего голоса вас не удовлетворит, и пока вы не убедитесь, что произносите звуки этих фраз примерно так же, как их слышите. Затем примените прием Л-11 для записи текста, проработанного с помощью Л-10. При этом вы будете читать оставленные фразы не после диктора, а перед ним. Если к этому времени вы еще не запомнили эти фразы наизусть, воспользуйтесь книгой в качестве подсказки. Снова прослушайте и проанализируйте запись собственного голоса в сравнении с голосом диктора. Если ваше произношение вас не удовлетворяет, применяйте приемы Л-10 и Л-11 в течение нескольких следующих занятий. Занятие двадцать седьмое Повторите Л-11 2-3 раза. Приемы Л-10 и Л-11 в дальнейшем включайте в занятия по мере необходимости один раз в две-три недели или чаще в тех случаях, когда вы чувствуете, что произношение каких-то звуков или фраз вам не вполне удается. Этап 4 Главной целью этапа является освоение приема Л-12. Занятие двадцать восьмое Проделайте программы П4 и П5 для следующих участков текста лингафонного курса. Далее осваивайте прием Л-12. Из пройденной части лингафонного курса выберите одну-две-три фразы, которые вы научились хорошо произносить и которые часто употребляются в естественных ситуациях. Такими фразами могут быть, например, фразы знакомства, вопросы о том, как куда-то пройти, о покупках и т.д. Представьте себе конкретную ситуацию употребления этих фраз, которая может встретиться вам на следующий день. Произнесите несколько раз вслух выделенные фразы, стараясь одновременно вообразить рядом людей, к которым вы обращаетесь. На следующий день постарайтесь вспомнить выделенные вами фразы и на самом деле несколько раз произнесите их вслух в ситуации, близкой к реальной. Занятия двадцать девятое - тридцать пятое Эти занятия строятся по тому же плану, что и двадцать восьмое. Приему Л-12 на этих занятиях уделите особое внимание. Занятия 29-35 заканчивают программу первого уровня изучения иностранного языка. Прохождение этой программы при нормальном среднем темпе продвижения займет чуть больше месяца. При этом вы освоете все приемы работы с лингафонным курсом. Итогом тридцати пяти занятий должно быть хорошее овладение приемами лингафонного курса, сносное проговаривание встретившихся в курсе фраз и, самое главное, появление феномена, который называется - "язык зазвучал". У вас начнет спонтанно в течение дня всплывать звучание слышанных и произнесенных вами фраз. Общее ощущение при этом должно быть такое, что изучаемый язык стал вам знаком. Услышав на улице речь на этом языке, вы отличите ее, сообразив, что люди говорят на знакомом вам языке. Возможно, вы также различите отдельные слова и фразы. При достаточном времени на одно занятие - 30-40 минут - и быстром продвижении вы пройдете около третьей части лингафонного курса среднего объема. Кроме того, вы освоете правило корректировки программы занятий и сможете сами изменять объем материала, проходимого за одно занятие, в зависимости от успешности вашего продвижения, времени, затрачиваемого на одно занятие, и степени получаемого от занятий удовлетворения. Программа первого уровня является очень важной, и ее нужно пройти полностью и очень тщательно. Это связано с привыканием к новым языковым структурам, с образованием устойчивых слуховых и моторных следов памяти. Детальная проработка программы первого уровня определит ваше дальнейшее успешное продвижение. Как уже указывалось, успешное выполнение этой программы сменит вашу установку в отношении изучения иностранного языка. Вы убедитесь в том, что язык этот вам вполне доступен и что изучать его можно легко и с удовольствием. Однако обязательно занимайтесь и дальше каждый день. Правда, теперь можно изменить время, затрачиваемое на одно занятие. Если вы, например, не находите 40 минут в день и можете заниматься только 20-25 минут, то в этом случае уменьшите объем нового текста, изучаемого на одном занятии. Общую схему занятий при этом не изменяйте. Программа второго уровня Целями программы второго уровня являются: завершение изучения лингафонного курса, освоение чтения адаптированных книжек, доведение знания изучаемого языка до той степени, когда можно определенно сказать, что он "зазвучал", начальное знакомство с грамматикой, а также освоение умения объясняться на изучаемом языке в относительно простых ситуациях. В каждое занятие обязательно нужно включать приемы прослушивания новых текстов - приемы Л, а на последнем этапе также и прием Р. Очень полезными для вашего продвижения будут дополнительные к основному занятию 7-10 минут в день в другое время. Посвятите их прослушиванию пройденной части лингафонного курса или прослушиванию простых радиопередач на иностранном языке (Р-1). Этап 1 Основные приемы Л-1 - Л-12. При этом применяются программы П4 и П5, освоенные вами ранее. На эту часть занятия отводится 15-20 минут. Вторая часть занятия - 15-20 минут посвящается приемам С-2, С-3, С-4. Применяя С-2, вы должны быстро прочесть краткое руководство по грамматике. Можно прочесть все руководство подряд, однако, если это покажется трудным; можно за одно занятие прочесть часть его. При чтении не нужно стараться запоминать прочитанное. Не нужно также стараться понять все правила. Необходимо получить общее представление о структуре изучаемого языка, о его особенностях. Нужно обратить внимание на те особенности иностранного языка, которые отличают его от родного, а также постараться выяснить хотя бы некоторые из вопросов, возникших при прохождении лингафонного курса. В последующей работе над лингафонным курсом необходимо обращать внимание на те фразы текста, которые иллюстрируют прочитанные грамматические правила. На следующих занятиях читайте дальше учебник, чтобы краткое руководство по грамматике было пройдено полностью, а некоторые места, которые кажутся важными, были пройдены по 2-3 раза. В дальнейшем пользуйтесь кратким руководством по грамматике как справочным пособием, обращаясь к нему всякий раз, когда у вас возникают вопросы по поводу тех или иных форм построения фраз. Для этой цели полезно будет также использовать краткие грамматические пояснения, сопровождающие некоторые лингафонные курсы. Постепенно начинайте применять С-4, сначала для наиболее простых форм фраз, например, для употребления глаголов в настоящем времени, потом для более сложных, а точнее, для тех особенностей языка, которые показались вам наиболее трудными при прохождении лингафонного курса. Этап 2 Второй этап посвящается приемам К-1 и Л с упором на Л-12. Посвятите в занятиях второго этапа приему Л-12 не менее 5-7 минут на каждом занятии и обязательно применяйте его в течение дня. Приему К-1 посвятите 15-20 минут второй части занятия. Выберите адаптированные книжки такой трудности, чтобы вы могли прочесть за это время 1,5-2 страницы текста и понимали его смысл, используя подстрочные примечания либо краткий словарик в конце такой книжки. Этап 3 К третьему этапу переходите, когда почувствуете, что достигли определенных успехов в чтении адаптированных книжек. Тогда можно снова активно заняться приемом С-4, а вместо лингафонного курса некоторое время посвятить приему Р-1 - прослушиванию простых передач иностранных радиостанций. Если окажется, что пока все такие передачи вы воспринимаете с трудом, продолжите работу с лингафонным курсом. В конце концов, выполняя программу второго уровня, вы должны лингафонный курс закончить. Этап 4 Снова переключитесь на К-1 и лингафонный курс. Чередовать этапы, находясь на втором уровне, можно большее число раз, чем четыре. Важно соблюдать правила выбора объема занятий и чередования приемов, постоянно продвигаться вперед и получать удовлетворение от занятий и достигаемых успехов. Пройдя лингафонный курс до конца, вы закончите программу второго уровня. К этому времени вы также прочтете 10-15 адаптированных книжек. На каждый из этапов этого уровня у вас уйдет от 2-х до 4-х недель, а на всю программу второго уровня от 2-х до 4-х месяцев. Ваш словарный запас возрастет до одной-полутора тысяч слов. Продолжение следует ...