Когда голова поет, а ноги пляшут

   
   

Владимир Вячеславович Славкин, преподаватель с многолетним стажем, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, накануне вступительных экзаменов рассказал, чего стоит опасаться, когда пишешь вступительное сочинение, а еще поделился самыми смешными примерами ошибок из сочинений абитуриентов.

- Как вы оцениваете абитуриентов прошлого, 2005 года?

- Не могу сказать, что они чем-то принципиально отличаются от абитуриентов 2004 года, но если брать ситуацию последних лет в целом, можно отметить, что ребята стали менее грамотны. Причем наблюдается такая тенденция уже лет 10-15. Неграмотны абитуриенты именно в области орфографии и пунктуации, в плане стилистики серьезных изменений нет. И тому есть причины. Во-первых, недостаточно высокий уровень образования в школах, а во-вторых, камушек в ваш, средств массовой информации, огород: русский язык газет, журналов и, особенно, телевизионных программ - плохой пример для школьников. Абитуриент живет не в вакууме, поэтому отрицательного влияния - откровенной безграмотности в текстах журналистов, к сожалению, иногда даже центральных газет - не избежать.

- Расскажите о самых типичных ошибках сочинений?

- Как ни странно, все плохо помнят элементарное правило орфографии пятого класса средней школы "Безударные гласные в корне слова". Когда пишут слово "благословлять" через "а" - благослАвлять, видимо, имеют в виду, что кто-то кого-то одаривал благой славой, а не словами... При таких ошибках становится очевидным, что дело не в трудном правиле или плохой школе, а в самом человеке, его умении (а может, желании?) размышлять, задумываться над тем, что он пишет, в общем культурном уровне образования, наконец. К сожалению, одним учебником русского языка здесь не поможешь. Приведу пример, правда, уже из студенческих ошибок. Много разных (!) ошибок было в слове "кафедральный" из словосочетания "кафедральный собор". Это слово словарное. Но некоторые студенты писали "кОфедральный"... наверное, от слова "кофе". Очень печально, потому что эта действительно большая проблема с каждым годом становится все актуальнее.

С другой стороны, всегда были и, думаю, будут глупости, описки, результат невнимательность. Например, ошибка пятнадцатилетней давности: "Коробочка разводит птиц и разных домашних утварей". Человек имел в виду "тварь", а получилось и смешно, и грустно. Хотя пятнадцать лет назад такие ошибки были скорее исключением, ценились как перлы абсурда (я их так и называю "ошибки абсурда"). Сейчас, к сожалению, подобные "перлы" становятся нормой. Печальный пример из сочинений последних лет: "Лев Толстой получил Нобелевскую премию за свой роман "Война и Мир", но по политическим соображениям не поехал ее получать". Здесь дело даже не в русском языке... Или: "Пьер Безухов поступил в муссоны". Самое грустное, что "ошибки абсурда" иногда встречаются и в названиях. Ты не выучил фактического содержания, но будь добр, хотя бы прочитать и запомнить название произведения! В прошлом году "отличился" автор сочинения на тему творчества Пушкина. Никогда не догадаетесь, как он написал название стихотворения "Пророк". В его работе черным по белому было написано "Про Рог".

- Кто, по-вашему, виноват в том, что абитуриенты малообразованны в плане общей культуры - школа или родители?

- Отчасти и те, и другие. Школьные учителя, как, собственно, и родители виноваты в том, что не обучают своих детей читать, не бездумно "проглатывать" книгу за книгой, потому что "иначе не сдашь", а читать произведение медленно, с удовольствием, понимая все оттенки смысла. Ведь общий культурный уровень человека, да и его грамотность напрямую зависят от привычки читать. Раньше во многих семьях были так называемые домашние чтения. Родители вместе с детьми, друзьями собирались, чтобы почитать интересную книгу, не обязательно классику, а может быть что-то современное, вызвавшее общественный интерес.

Сейчас, к сожалению, интернет заменяет и взрослым, и детям все. Книги читаются наспех, часто в электронном виде, и еще спасибо, что читаются! Я не против современных технических новшеств, просто прочтение бумажной книги - это особенный, можно даже сказать, волшебный процесс. Моя любимая книга "Мастер и Маргарита" Булгакова. Когда я читаю ее в электронном виде, я не ощущаю магии этого текста. И выражение "рукописи не горят", думаю, совершено справедливо. Что-то неуловимое, но безмерно ценное есть в шелесте страниц, в поверхности бумаги, когда вы прикасаетесь к ней и ощущаете пропечатанные буквы. Если уж не сложились у вас отношения с классической книгой, то, на мой взгляд, лучше слушать аудиокниги, нечто среднее между "бумагой" и "электроникой". Кстати, наш президент, говорят, любит послушать аудиокниги в машине.

- Стаж Вашего преподавания исчисляется десятилетиями. Можете назвать самый "грамотный" год, когда абитуриенты порадовали экзаменаторов блестящим знанием русского языка?

- У нас на кафедре сложилась такая пословица: "курс на курс не приходится": в один год приходят грамотные, образованные ребята, а в следующий... совсем наоборот. Объяснить невозможно. Может, звезды так влияют? (Смеется). Поэтому именно год назвать не могу, скорее период. Самым "грамотным" периодом была первая половина 80-х годов, конец эпохи застоя, как теперь говорят. А дальше грамотность пошла на спад...

Люди стали увлекаться политикой, сенсационными открытиями об ушедшей власти, журналистам стало не до русского языка. Кстати, большой плюс "грамотного" периода - единая система преподавания. Сейчас, как вы знаете, школы вправе самостоятельно выбирать учебные пособия, иногда даже метод преподавания. Появились такие страшные для школьников, на мой взгляд, вещи, как сборники готовых сочинений. А ведь умение излагать свои мысли на бумаге - первый признак образованного, мыслящего человека. Также я выступаю категорически против еще одного "жанра" современной литературы - выжимок из текстов классических произведений и составленных из них сборников кратких содержаний. Такое "упрощение" учебного процесса, к сожалению, касается не только литературы, но и других предметов. Появилось даже новое слово в русском языке - "решебник".

- Нам стало известно, что вы собираете "перлы" из сочинений абитуриентов на вступительных экзаменах, можете поделиться самыми смешными?

- Конечно. Почему-то особенно "любят" в этом отношении Льва Николаевича: "Смерть князя Андрея - дело рук автора", "Наташа Ростова объяснила князю Андрею, в чем смысл жизни, и он сразу умер". Хотя часто достается и Пушкину: "У Татьяны Лариной был тот народный стержень, которого не было у Онегина". По-своему "интерпретируют" Лермонтова и Чехова: "Печорин - это демон в гвардейском мундире", "Фирс не мыслит своей жизни вне барина". Иногда ошибки даже не то что смешны, а жутковаты: "Раскольникову приходит на ум убитая им старуха-процентщица с маленькой крысиной косичкой, кошельком на груди и топором в голове"...

- Посоветуйте, как человеку "подружиться" с русским языком?

- К сожалению, нет моментально действующего средства: принял - и проснулся грамотным. Нет учебника или книги, изучив которые будешь идеально знать русский язык. Думаю, самое важное - читать книги и писать сочинения. Преодолевать в себе "боязнь чистого листа", развивать умение излагать свои мысли правильным русским языком. Сначала может не получаться, но практика на то и нужна, чтобы учиться. Все мы, являясь носителями языка, так или иначе обладаем врожденной грамотностью, и ее надо развивать. Чтобы не получалось ошибок типа: "Голова Наташи пела, а ноги плясали".

- В феврале этого года в одном из крупных аналитических еженедельников был опубликован материал под названием "Факультет ненужных вещей", в котором резко критиковался факультет журналистики МГУ, его уровень преподавания, выпускники. Прокомментируете?

- В целом, я считаю материал необоснованным. Автор горячо и маловразумительно обличал, но доказательств не приводил. Обвинив журфак в том, что он не выпускает достойных профессионалов, автор упустил из виду Валерия Якова из "Новых Известий", Петра Толстого с Первого канала, Татьяну Миткову и многих-многих других, которых вряд ли можно причислить к категории профессионально непригодных журналистов. Хотя некое рациональное зерно в его рассуждениях можно отыскать. Некоторые студенты нашего факультета действительно производят впечатление излишне самоуверенных людей. Им кажется, что именно они-то и знают всю правду-истину, а их мнение по любому вопросу - самое ценное. Но, к счастью, таких ребят не очень много, так что, на мой взгляд, не стоило уделять этому такое внимание - целую публикацию.

- Что пожелаете читателям газеты "АиФ. Я хочу все узнать!"?

- Если они абитуриенты, то, конечно, ни пуха, ни пера!

Смотрите также: