Опять скрипит потёртое седло

   
   

Мой велосезон в этом году начался активно. Даже слишком активно... четырехдневным велопоходом.

"На велосипедах надо кататься, а не возить их в поездах" - таким недружелюбным возгласом встречали нас пассажиры поезда N603 "Москва-Осташков", когда мы загружали туда 8 велосипедов. А знаете, как трудно без сноровки разместить на третьей, багажной, полке плацкарта 4 велосипеда, причем так, чтобы не трястись всю ночь от страха, гадая, грохнутся они или не грохнутся. На обратном пути эти действия получались у нас гораздо быстрее и ловчее.

Кручу, кручу педали, кручу...

Велопоход - относительно дешевый, современный и доступный даже для школьников вид туризма. Да и каких-то специальных знаний и навыков для него не требуется. Проверено на себе! Крутить педали-то умеет, наверное, каждый. Правда, осмелюсь дать совет: если вы не выезжали на велосипедах дальше границ своего города и тем более не катались дольше трех часов в день, не рвитесь сразу в месячный мегатур по всей России, а организуйте для "разминки" поход выходного дня - выберитесь на день-два за 50-100 км от дома. Этот "походик" покажет вашу физическую и моральную подготовку к более трудным испытаниям, а также проверит, насколько силен ваш интерес к такого рода вылазкам. Может быть, уже после первых двух часов пути, тебе захочется выть: "Мама, забери меня домой!" а, может, душа истинного путешественника попросит более острых ощущений...

На майские праздники мы, бравая команда из восьми человек смешанного состава, отправились в велопоход под громким названием "Вокруг Селигера".

Когда в половине восьмого утра в Осташкове мы буквально вывалились из вагона вместе со своими восемью велосипедами, было холодно. С неба сквозь тучи "нехотя" светило солнце. Еще час мы, стуча зубами от холода, прикручивали великам передние колеса, педали, крылья, кому-то - сломанный багажник, складывали чехлы, подкачивали шины. Когда мы наконец-то отправились в путь, резкий холодный ветер сердито напомнил, что до лета еще целый месяц - моментально замерзли руки, шея и голова, а в развевающихся волосах запутаться можно было похлеще, чем в лабиринте Минотавра. Хорошо, что рядом оказался хозяйственный магазин, где мы оптом накупили перчаток для хозработ - не по-байкерски, конечно, зато тепло.

Было запланировано проехать около 150 км. Основная цель - посетить исток Волги. Мы проехали 185 км, но... не вокруг Селигера, а скорее рядом... По пути маршрут корректировался в зависимости от обстоятельств. А обстоятельства "выходили" разные...

Первое: информация на карте не всегда соответствовала действительности. Как у хорошо подготовившихся туристов, у нас было аж две карты: одна - Селигера, без Верхневолжских озер, поэтому первая часть нашего маршрута на ней не значилась; вторая - Тверской области, 2002 года издания, но, видимо, за четыре года "в реале" все очень изменилось. Выяснилось, что "дорога с хорошим асфальтовым покрытием" на карте может на деле оказаться грязной тропинкой в лесу с множеством огромных луж. Хуже - некоторых дорог, указанных на карте, мы вообще найти не смогли. И пробираться приходилось буквально на ощупь. Недаром еще Гоголь писал: в России две беды - дураки и дороги...

Так мы и ехали, глотая ветер с пылью, летящих навстречу насекомых и изредка останавливаясь попить воды и съесть по конфетке - не еда, но желудку все же приятно. Асфальтовое дорожное покрытие вскоре сменилось грейдером (песок вперемешку с камнями). Мы планировали доехать до моста через реку и добираться до Волговерховья (деревня, где начинается Волга) по другой стороне Верхневолжских озер. Однако... До моста мы так и не добрались... В очередной раз сверившись с картой, мы поняли, что едем по ложной дороге, хотя ни разу никуда не сворачивали. Такая вот мистика! Мысль повернуть назад и искать все-таки нужный поворот была отвергнута в момент ее появления. Внешний вид "новой" дороги внушал доверие.

Только ее бесконечность ужасала. Дорога упиралась в самый горизонт, убегая от нас то в гору, то под гору, и неизвестно было, как поведет она себя за той линией, за которой прячется на ночь солнце. А еще ее безлюдность... Машины проезжали (вернее, проносились) редко... но метко, покрывая нас с головы до ног песком и пылью. Я тогда гадала: наши коричневые "загорелые" лица - результат действия солнца или все-таки дороги?

К слову, для велосипедиста дорога важна, как дождь для грибника. А бывают они разные: асфальтовые и грунтовые. Грунтовое покрытие в свою очередь может представлять собой: обычный грунт (лесные тропы), песчаное, песчано-гравийное (грейдер). Сухой песок - убийство для велосипеда и велосипедиста. Ехать по такой дороге оказалось невероятно трудно: колеса то и дело увязали в песке и буксовали, поэтому на прокрутку педалей уходило вдвое больше сил, а при спуске с горы на скорости приходилось просто впиваться в руль, чтобы вовсе не занесло. Ну, в общем, сами прокатитесь по песку и все поймете! Но дорога была, во-первых, широкая, во-вторых, единственная.

Через некоторое время выяснилось, что не одни велосипедисты и редкие машины "путешествуют" по этой дороге. Среди следов велосипедных и автомобильных шин контрастом четко вырисовывались следы медвежьих лап: маленькие и большие - наверное, медведицы с медвежонком. А ближе к Волговерховью - отпечатавшиеся на песке лосиные копыта.

Проезжая деревню Ширково, мы любовались величественным храмом и верили, что цель уже близко. Верили мы, когда "добротная" дорога сузилась с двух полос до одной, верили, когда из песчаной она перешла в земляную, верили даже тогда, когда она увела нас в лес и "баловала" одними кочками и ямами, и тогда, когда на пути стали все чаще появляться огромные лужи, которые приходилось не переезжать, а переходить. Мы почему.-то не задумались, что ни одна машина, кроме трактора, здесь уже не проедет, и упрямо, как морские пехотинцы, шли вперед. Верили мы, когда ноги еле крутили педали от усталости, а живот настойчиво скулил: "Хочу есть!", верили и когда солнце уже начало потихонечку готовиться "ко сну" и клониться все ниже к горизонту. Перестали верить только тогда, когда выйдя из леса, увидели наконец деревню, до которой так долго и упорно добирались... Нас от нее отделяло озеро... Оно "иронически" поблескивало в лучах закатного солнца и справа, и слева, и впереди, будто смеясь над нами, уставшими, своим пресным смехом. Мы оказались на мысу... Тогда же родилась смелая идея обойти озеро по берегу, вдоль которого, кстати, не было видно ни одной тропинки. Да что уж говорить - ничего не было видно - сплошной бурелом. Может быть - нет, я уверена, - мы смогли бы его преодолеть, "прорубая" себе путь велосипедом, как ледоход среди льдов, но все-таки мы решили сначала "немного" отдохнуть и, вернувшись на несколько километров назад, заночевали на берегу красивейшего озера Вселуг. Название его означает "вода на лугу". И действительно: по берегам озера раскинулись ковром луга и поля.

А ехать надо...