Общественные СМИ: прощай, "Первый"?

   
   

ABC, BBC, CBC - это не бессмысленная последовательность букв. Это явление, называемое во всем мире общественным вещанием. Оно действует в большинстве развитых стран и помогает поддерживать и совершенствовать гражданское общество. Именно общественные телеканалы обычно первыми затрагивают острые темы, борются с внутригосударственными проблемами и со временем превращаются в большие медиаимперии, независимые от воли властей.

Такие компании имеют достаточно длинную историю в Австралии, Великобритании, Канаде (ABC, BBC, CBC соответственно). В этих странах низок уровень коррупции и как нигде уважаются права человека. Во многом благодаря общественным телерадиокомпаниям.

Что такое общественное вещание

Public broadcasting, в переводе с английского - "общественная трансляция", зачастую воплощает собой идеал "четвертой власти". Оно работает для "оздоровления общества". В отличие от коммерческого и государственного, общественное телерадиовещание не преследует целей по пропаганде идей заинтересованных лиц и отражает происходящие события независимо.

Итак, что же такое общественные СМИ? Это, во-первых, те, которые финансируются независимо от государства и частных структур. Во-вторых, они преследуют гуманитарные цели - социализацию, повышение уровня образования (все помнят серию "BBC Живая природа" или скандальных "Телепузиков"), освещение насущных проблем населения. В-третьих, они вещают на всю страну (часто и на весь мир), не делая исключений. В-четвертых, общественные каналы удовлетворяют вкус каждой группы населения. Например, BBC имеет несколько радиостанций и телеканалов, транслирующих передачи на абсолютно все темы - музыка, кино, аналитика, новости, развлечения и другие. BBC Radio 1 слушает и российская молодежь. Наиболее востребована передача Essential Mix одного из лучших радиоведущих в мире - Пита Тонга, где известные ди-джеи в течение двух часов проигрывают свои свежие "миксы". На этом молодежном радио есть программы разных стилей - хип-хоп, рок, регги. В эфире обсуждаются острые молодежные темы.

В-пятых, общественное вещание учитывает интересы меньшинств - национальных, сексуальных - и затрагивает темы, волнующие именно их. Помимо этого, оно стремится не к рейтингу, а к качеству - это ему позволяют преимущественно некоммерческие доходы.

Публичное телерадиовещание может иметь несколько источников финансирования. Во-первых, это специальный косвенный налог, взимаемый с граждан - license fee (Великобритания). При такой системе каналы обычно не размещают в эфире рекламные ролики. Во-вторых - заложенная в бюджет государства специальная статья расходов на общественные СМИ. Третьим источником может быть реклама и продажа передач другим каналам (Британский Channel 4).

В России все "хорошо"