Женская грудь на плакате, или Как правильно продать велосипед

   
   

Рекламные плакаты, многочисленные афиши, развешенные по всему городу, - вы думаете, это достояние нашего времени? Отнюдь! Огромные листы с цветными картинками и лаконичными надписями-призывами заполняют афишные тумбы и развешиваются на стенах домов уже 150 лет! Однако, если прохожие по-прежнему воспринимают плакат как попытку заставить "купить что-нибудь ненужное", то для создателей афиши - это плод умственного труда и недюжинного художественного мастерства. Выставка французского плаката "Мастера французской афиши" в ГМИИ им. А.С. Пушкина - собрание очень редких образцов старинных афиш, по-французски изящных, порой эротичных, разгульных и зазывающих. Более ста листов литографий знаменитых и безымянных художников, рекламирующих знаменитые шины "Michelin", удалой "Mulin Rouge", спектакли и оперы, велосипеды и маленькие парфюмерные лавочки...

Реклама, даже если принимать во внимание коммерческую сторону дела, - явление глубоко социально-культурное. А это значит, что прийти на выставку "Мастера французской афиши" - не только формально "приобщиться к искусству". Мягко говоря, это - с головой нырнуть в Париж вековой выдержки.

"Зеркала" на афишной тумбе

Париж. Середина - конец XIX века. Праздные буржуа прогуливаются по бульвару и разглядывают свеженаклеенные плакаты. С литографий им озорно улыбаются прекрасные танцовщицы кабаре с высоко задранными прелестными ножками в чулках, с небрежно-пикантно обнаженной грудью. Как не кинуться в такое заведение, где заставят забыть о тяготах обыденной жизни и подарят феерический вечер в страстном канкане мелькающих юбок? Девушка с афиши предлагает стать любимым и почитаемым на целый вечер всего за 10 экю - сладкая жизнь на развес! И пусть за стенами кабаре одна "республика" резко сменяется другой, пусть подпольно действуют империалисты, надрываются, обличая пороки общества Эмиль Золя, Стендаль и Ги де Мопассан! Жить нужно красиво, здесь и сейчас!

Это золотое время - "belle epoque", конец XIX - начало ХХ века, 40 лет расцвета накануне разодравшей Европу Первой Мировой войны. Утомленность от "смен власти", глухой отзвук Великой Революции, расцвет искусства, рождение величайших литературных имен, пресловутый технический прогресс и, конечно, набирающее обороты производство - вот характеристика того времени. Капитализм мягко засасывал парижан, массовость производства создавала видимость изобилия и одновременно всех унифицировала, обеспечивая долгожданное, но иллюзорное равенство...

И где еще так четко могли запечатлеться нравы того времени, как не на афише? Афиша, обыкновенная уличная афиша, будто зеркало, отразила дешевой бумажной поверхностью особенности эпохи, непередаваемую эстетику карнавала парижской жизни, французский менталитет.

Вот такой показательный пример. На кровати лежит прекрасная женщина со слегка разметавшимися волосами. Белое постельное белье, кружева сорочки, едва прикрывающие грудь и... где-то на краю кровати - маленькая брошюра велосипедного магазина. Лаконичная надпись наверху плаката намекает: вы спите и видите себя на новом велосипеде такой-то фирмы! Вот они, французы! Открытые ими методы за 150 лет особенно не изменились...

Ночные коллекционеры