Пленницы кисти

   
   

Натурщица-красавица,
наивна и мила.
С желанием прославиться,
художнику понравиться,
Кокетливо жеманится,
в чем мама родила.
И страсти неуемные
оставь ты на потом,
И тело твое нежное
укроется холстом.
Художник кистью, красками
в картине растворит
Твои черты прекрасные
с мечтой соединит.
Тебя никто не спрашивал,
какой ты хочешь быть -
Служанкой ли, царицею
на полотне прослыть,
Богиней целомудренной
иль злобною каргой.
И в мастерской прокуренной
художник молодой
Идеями обуянный
прикрикнет: "Так и стой!".

Larka

У нее такая работа: сидеть, стоять, лежать, смотреть в одну точку и не шевелиться. Ее мысли свободны, но тело приковано. Она - вдохновение и материал для творцов. Она - натурщица. Нет натурщицы - нет шедевра. Но красота, грация, естественность и пропорциональное сложение - вовсе не обязательные качества, которыми должна обладать настоящая вдохновительница. Главное: она должна иметь особый талант - талант неподвижной актрисы.

Изо дня в день красоту ее тела, лица, души пишут десятки художников. Оттачивая мастерство и видение прекрасного, творец вовсе не занимается точным копированием натуры. Ее образ - лишь толчок к созданию картины, эскиз, благодаря которому на холсте рождается нечто удивительно новое и живое.

К услугам натурщиков и натурщиц люди искусства обращались с момента, когда человек впервые попытался изобразить себе подобного. С полным правом ее можно назвать ровесницей изобразительного искусства, ведь основным объектом последнего было и остается человеческое тело - материал, непревзойденный по пластике, неповторимости и сложности. Гипсовые слепки, античные скульптуры и знание анатомии никогда не заменят живой натуры. Но, к сожалению, обывательское мнение ставит эту профессию слишком близко от первой древнейшей.

Сегодня современности известно много успешных личностей, которые попробовали себя в этом ремесле. В разное время натурщиками работали Мадонна, Шон Коннери, Мария Арбатова, Константин Кинчев, Андрей Платонов - люди, впоследствии реализовавшие себя именно на творческом поприще.

Многие великие мастера прошлого вошли в историю живописи рука об руку со своими музами - иногда женами, чаще просто возлюбленными. Рафаэль и Форнарина, Боттичелли и Симонетта, Рембрандт и Саския, Рубенс и Елена Формент, Майоль и Дина Верни, Дали и Гала... И теперь уже не узнать, действительно ли у Симонетты из "Весны" Боттичелли были такие неестественно роскошные волосы. И почему из двух достоверных портретов Форнарины с одного на нас смотрит святой лик Сикстинской мадонны, а с другого - развратные глаза девушки далеко не из высшего общества. И у нормального человека не повернется язык оценивать соблазнительные формы жены Рубенса с точки зрения математического стандарта современных канонов красоты.

А впрочем, дарованное художником бессмертие часто оказывается анонимным. Достаточно полистать каталоги коллекций Эрмитажа или, допустим, Дрезденской галереи. "Натурщица в костюме Флоры", "Натурщица в пейзаже", "Обнаженная натурщица" и т.д. Современные живописцы, приобщаясь к традициям старых мастеров, продолжают изображать божественных див, подчеркивая тем самым живучесть одной из древнейших профессий: женщины, которую рисуют.

Итак, на официальном бюрократическом языке этот нелегкий труд именуется не иначе как "демонстратор пластических поз". Вот что гласит по поводу этой специальности суровая ведомственная инструкция:

"Демонстрирование в течение установленного времени пластических поз в различных положениях, в движении, в разных видах одежды и обнаженном виде в творческих и учебных мастерских, классах, ателье, студиях и на пленэре для создания произведений живописи, скульптуры, графики и другого вида изобразительного искусства. Совершенствование движений тела и мышц лица с помощью индивидуальных тренировок для проявления выносливости в целях сохранения позы в различных положениях. Создание живого образа в статическом положении и т.д."

О насущном

В учебной мастерской - холсты, подрамники, гипсовые головы и ноги, разноформенные сосуды, драпировки, засохшие кисти, поломанные и целые мольберты.... Возвышается подиум. А на нем Она. Что же движет этими пленницами прекрасного, что заставляет ежедневно приходить на свое экзотическое рабочее место? Они оказались здесь волею случая или же им снится стать центральной частью композиции будущего мирового шедевра? Любовь к искусству или желание почувствовать себя совершенной женщиной в руках художника-мужчины? Что помогло им побороть стыд и терпеть боль в мышцах? Остается только догадываться...

Оплата такого труда, мягко говоря, скромная. Так, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова предлагает рабочему 34 руб. за академический час неподвижности. Хотя заведующая учебной частью утешила меня: "Если же вы понравитесь студенту, то он лично будет вам доплачивать. Об этом вы можете с ним договориться в приватной беседе". (Проверять на себе, что же имела в виду милая заведующая, я не решилась). Работодатель в лице Московского государственного академического института им. В.И. Сурикова "балует" своих муз. Здесь час работы оценивают в 50 руб., а, оголившись, натурщица получит доплату аж 17 руб. за час: итого 67 руб. за 60 минут позирования в обнаженном виде. В итоге, за 100 часов работы в чем мама родила вдохновительница заработает всего 6 700 руб. Таков максимальный размер оплаты труда представителей этой удивительной профессии.

Условия работы опять-таки оставляют желать лучшего. Иной раз даже кажется, что живописец подвергает модель пытке. Не двигаться нужно по четыре и более часов с небольшими перерывами. Опорная нога всегда одна, и менять ее нельзя ни в коем случае. В руке, как правило, какой-нибудь предмет средней тяжести - шест или кувшин, а голова, естественно, должна быть гордо поднята. Сидящей модели тоже не позавидуешь: место для посадки в лучшем случае - скрипящий антикварный стул, чаще - гипсовый куб. Но страдания тела - ничтожная мелочь по сравнению с трагедией души...

Кто они?