Умный в горы не пойдет... А поедет на велосипеде!

   
   

Когда я говорю, что летом была в Крыму, у слушателей это никаких особых эмоций не вызывает; путешествовала от Симферополя до Севастополя? - тоже. На велосипеде? - Это уже интересно. Через гору Ай-Петри? С палатками? Самостоятельно, а не по турпутевке? Вот тут и начинаются вопросы! Я не думала, что велопоход может вызвать такое удивление, какое я читала в глазах всех, кому про него рассказывала. Мы самостоятельно разработали маршрут: Симферополь - Бахчисарай - Ай-Петри - Ялта - Ливадия - Кацивели - Севастополь. Суть: покататься на велосипедах, поплавать в море и подышать горным воздухом. На все - про все семь дней!

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН

Наверное, каждый, если и не читал, то обязательно слышал о поэме Пушкина "Бахчисарайский фонтан". Я как-то раньше не задумывалась, есть ли такой на самом деле и если есть, то где находится. Оказалось, действительно, в "городе-саде" Бахчисарае. Правда, рассчитывающие увидеть нечто большое и бурлящее разочаруются. Фонтан называется Фонтаном слез и представляет собой невзрачную стену со стекающими по ней каплями воды. С ним связана красивая легенда. Злой властолюбивый хан влюбился в юную красивую невольницу своего гарема. В неволе девушка зачахла и умерла. Смягчилось жесткое сердце хана от скорби, и повелел он мастеру сделать так, чтобы плакал камень в память о девушке...

Крым овеян легендами вдоль всего берега и в глубине. Любой город отмечен историческими событиями, а также сказками и преданиями. А вдоль дороги на каждом километре можно ставить таблички с байками, относящимися к этому месту.

Но в этом материале я не буду рассказывать о достопримечательностях Крыма, ведь о них и так много написано. У нашего путешествия есть одно большое "но" - достопримечательности мы смотрели в основном проездом, проносясь мимо, максимум - могли остановиться и сфотографироваться на фоне. Во-первых, во что бы то ни стало надо было доехать до Севастополя вовремя! И кроме как своими силами на велосипеде, это сделать было нельзя. Во-вторых, усталость и жара. Преодоление, казалось бы, лишних трудностей, отклонение от маршрута представлялись лишними ("А туда надо подниматься в гору? Тогда как-нибудь в другой раз").

- Ты ведь в велопоход поехала, а не достопримечательности смотреть! - говорили мне спутники.

Крым я помню примерно так: "Алупка? А-а-а! Там очень резкие спуски, приходилось ехать на тормозе", "Мисхор? Мы там йогурты и кефир в магазине покупали!", "Ялта? Впервые искупались в море", "Форос? По пути к нему через тоннель в горе проезжали. Страшно было. Еще нас не пустили с великами на частный пляж".

РАССВЕТ НА АЙ-ПЕТРИ

"С ужасом думаю о завтрашнем переходе. Опять все в гору и в гору. И неизвестно, удастся ли покупаться в море", - читаю в своих коротких путевых заметках. Прямо "страшилка" какая-то!

В тот день предстоял очень сложный переход - подъем на гору Ай-Петри высотой 1230 м по дороге, представляющей собой узкий серпантин. Эта трасса - одна из самых сложных в мире. 150 поворотов! Есть очень резкие - до 180 градусов! Как-то неожиданно пришла в голову идея поймать грузовик, который подбросил бы нас наверх. Удалось найти легковушку с прицепом. Мы радовались, что одни такие сообразительные, а оказывается, это очень распространенный среди велосипедистов способ подъема на Ай-Петри. "Только вчера пятерых закинул!" - делился с нами водитель.

Но мы все-таки встретили человека, который поднялся на вершину самостоятельно. За 2 ч. 10 мин! Правда, на следующий день он слег от солнечного удара.

Вообще-то, те километры, которые мы бессовестно ехали на машине, "покоряя" Ай-Петри, мы отработали потом сполна. Дорога вдоль моря, на которой мы планировали отдыхать, ужасающе настырно шла в гору, давая для передыха мало спусков.

Вершину Ай-Петри я почему-то представляла голым пустынным диким местом в лесу, где стоит одна ма-а-аленькая избушка - приют "Ай-Петри". А еще я боялась, что придется спать в вертикальном положении (гора ведь!). Ан нет! Ай-Петри оказалась очень людным местом с множеством торговых точек и кафешек с зазывающими хозяевами: "Заходите! Специально для ваших велосипедов стоянку построил!" Тут тебе и катание на лошадях, и носки из натурального меха, и квадроциклы - все в одном! В сувенирных лавках пахло можжевельником и еще чем-то невероятно приятным. Искренний ужас и восхищение у меня вызвала канатная дорога "Ай-Петри - Мисхор", связывающая вершину горы с берегом моря - самая длинная в Европе (3,5 км!). Два небольших вагончика (на 15-20 человек) довольно быстро скользят с горы вниз и обратно. Аттракцион кажется просто умопомрачительным. Это, кстати, еще один легкий способ для велосипедистов подняться на гору.

Неподалеку на холме виден большой металлический шар - глобус на каменном постаменте, на котором нанесены координаты этого места. Его называют Ай-Петринским меридианом. А приюта оказалось два - для "летних" туристов и для горнолыжников. Нас не пустили ни в один. Все занято. Надо было заранее места бронировать.

- А можно хотя бы помыться? Мы заплатим...

- Вам здесь что, прачечная?!

Напротив - метеостанция. Мужчина, представившийся ее начальником, проявил к нам интерес (или любопытство?), но приюта тоже не дал... В итоге решили заночевать в лесу.

Проснулись в 3 часа ночи, чтобы встречать рассвет на Ай-Петри, вернее, чтобы занять места "в партере" для любования рассветом. Мы думали, на это, по слухам, удивительное зрелище соберется толпа народу и на горе невозможно будет протолкнуться. От начала до конца рассвет встречали всего семеро - мы. Разложили колбасу, сыр, мужественно выдержавшие испытания жарой и тряской, хлеб, вафли и прочую снедь и, комфортно устроившись, стали ждать. Солнце вставало чуть правее пьющего воду "медведя". Это Аю-Даг, или Медведь-гора. Мы просмотрели рассвет с самого начала, как полнометражный фильм, наблюдая, как постепенно гаснут огни расстилающейся внизу в форме то ли бумеранга, то ли раскрывшей в полете крылья птицы Ялты.

ЛИВАДИЯ