В МАЕ на Ладоге начнутся навигация и паломничество на Валаам. За один сезон святыни легендарного места посещают до 80 тысяч паломников и туристов. Сейчас Спасо-Преображенский Валаамский монастырь переживает второе рождение: реставрируют собор и скиты на островах архипелага, местное "мирское" население переселяется из келий в новые квартиры на материке.
Восстановлением жемчужины русского Севера с июля прошлого года занят Попечительский совет во главе с Патриархом Алексием II. В совете - Георгий Полтавченко, Виктор Черкесов, Евгений Примаков, другие известные политики и предприниматели. На местах работами руководит игумен монастыря, архимандрит ПАНКРАТИЙ (Жердев). О том, что происходит на Валааме, он рассказал главному редактору "АиФ".
- ОТЕЦ Панкратий, Святейший Патриарх сравнил по значимости возрождение Спасо-Преображенского собора с восстановлением храма Христа Спасителя. По мнению Церкви, это некий сакральный, духовный знак, событие всероссийского масштаба. Но в стране сотни разрушенных храмов. Чем так важен для народа собор на Валааме?
- Немного на земле есть таких мест, как Валаам. Неслучайно он был назван "Северным Афоном". Но даже афонские монахи, приезжавшие к нам, называли этот удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия "пречудному острову". Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте.
Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, "намоленность". Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель.
Сюда приезжали множество паломников из всех слоев русского общества. Через исповедь у старцев, через общение с монахами, через молитву, особый духовный строй монастырского богослужения соприкоснуться с миром иным, горним (т. е. небесным), очистить и исправить свою жизнь. Это было раньше, и это возрождается сейчас. Но для того чтобы возобновилось духовное служение Валаама России, нужно воссоздать храмы, скиты, кельи, мастерские и Спасо-Преображенский собор - его нижний храм, где мы сейчас служим летом, уже не вмещает паломников.
Иуда с нимбом
- К РЕСТАВРАЦИИ собора приступили в 1999-м. Как идут работы?
- Они начались еще в семидесятых годах при музее. Тогда многие из великолепных фресок, общая площадь которых 5000 м2, были в относительно неплохом состоянии. Однако реставраторы совершили трагическую ошибку. Они не учли того, что открытые всем ветрам, лишенные стекол и кровли стены и своды собора напитались влагой. Реставраторы закрыли все окна пленкой и уехали на зиму. А весной начался золотой дождь. Большая часть живописи осыпалась из-за парникового эффекта. Потом долгие годы собор стоял в лесах, но работ не велось.
Теперь придется многое писать заново - по образцам. Настоящий сдвиг в реставрации произошел после начала деятельности Патриаршего попечительского совета. Была принята программа восстановления собора, финансирование стало стабильным.
Во время реставрации бывают разные случаи. К примеру, на одной из фресок сильнее прочих изображенных персонажей пострадала фигура Иуды - осыпалась краска. Художники нарисовали нового Иуду, с модной стрижкой и с нимбом. Я спросил: "А нимб-то зачем? Это же человек погибший, продавший Христа за 30 сребреников. А вы его в святые записали!" Пришлось перерисовывать Иуду заново...
В последний год идут работы по воссозданию иконостаса, монументальной живописи алтарной части собора, отремонтирована монастырская гостиница, приобретен теплоход "Святитель Николай". Реставраторы отстраивают скиты, от которых остались одни руины. Например, Смоленский скит - единственный российский храм, где совершалось поминовение всех воинов, погибших за Родину.
Комиссары и шведы
- СУДЬБА Валаамского монастыря знает трагические периоды: в ХVI - ХVII вв. его разоряли шведы, в 1940-м обитель прекратила свое существование, а в опустевших после Финской войны зданиях обосновался дом-интернат для инвалидов. Снова монахи появились на Валааме 12 лет назад. Кто нанес монастырю больший ущерб - коммунисты или иноземные захватчики?
- Коммунисты были хуже шведов. Это самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили первые комиссары в 40-х, осквернили и разрушили позже. На острове творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Некоторые художники-нонконформисты сделали себе карьеру, рисуя в кельях человеческие обрубки. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория - там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении "отбросы общества".
Но настоящий вандализм начался, когда в 80-х интернат эвакуировали, а в Воскресенском (Красном) скиту у пристани разместили турбазу. Толпы туристов стремились оставить свои имена на скрижалях истории: испещрили надписями скалы, разобрали скиты на кирпич или сожгли, истоптали леса. Одним из любимых развлечений тогда была стрельба по старинным постройкам.
- Значит, вы против туризма на Валааме? Однако он приносит монастырю немалый доход...
- Доходов от приема туристов и паломников хватает только на жизнеобеспечение. Жизнь на острове дорогая, все нужно привезти с материка. При советской власти выделялись деньги из бюджета, а сейчас остров существует благодаря туризму и паломничеству. Монастырь зарабатывает на жизнь книгоизданием, продажей икон и церковной литературы, другими традиционными для церкви способами. Но дело не только в деньгах. Мы за туризм, который не вредит природе, архитектуре и монастырской братии. То есть приезжайте, смотрите, только ведите себя по-человечески!
Феномен Валаама как "чудо-острова", "жемчужины Ладоги", "небесного царства" возник именно благодаря паломничеству. На архипелаге было что посмотреть. Наивысшего расцвета обитель достигла в XIX веке при игумене Дамаскине - монастырь стал городом-государством с населением в 1200 человек! Острова пересекли ровные дороги, работали заводы - смоляной, кирпичный, кожевенный, свечной. Валаам посетили Шишкин, Тютчев, Лесков, Менделеев, Чайковский написал там 2-ю часть Первой симфонии "Угрюмый, туманный край". В последнее десятилетие были Ельцин, Путин, Лужков, Касьянов. Святое место действует на людей: человек посидит у воды, зайдет в храм, что-то у него в душе изменится. В следующий раз, быть может, он уже захочет приехать как паломник - помолиться, помочь.
Валаам - это "проповедь в камне". А монастырское общежитие - "проповедь жизни". То, к чему люди стремятся, во что верят, они видят у нас воочию.
В следующем номере "Аргументов и фактов" архимандрит Панкратий продолжит свой рассказ о переменах на легендарном острове.