Новую жизнь принято начинать с Нового года. В крайнем случае - с понедельника. Но у телеканалов, как у школьников, новая жизнь начинается с сентября.
По количеству сюрпризов, приготовленных для телезрителей, канал РТР побил все рекорды. Все, что можно было обновить, на РТР обновили. По мнению генерального директора РТР Александра АКОПОВА, этот риск абсолютно оправдан.
Умение смотреть телевизор
- Что вас толкнуло на такой глобальный эксперимент?
- То, что мы стали по-другому смотреть телевизор. Как показали опросы, интерес к играм потихоньку снижается. Так же, как и к новостям. Если лет 8-10 назад 60-70% населения были готовы смотреть подряд все программы новостей, идущие по всем каналам, то сегодня таких "новостийных фанатов" лишь 15%. Остальные же предпочитают у телевизора отдыхать.
- Однако РТР уже поспешили обвинить в том, что, мол, всю новую сетку вещания вы аккуратненько "позаимствовали" у вашего основного конкурента - у ОРТ.
- Сетка вещания - вещь достаточно жесткая, где очень мало места для озарений и очень много социологии. Активная сетка канала подчиняется естественному ходу жизни человека.
19.00, например, самое удобное время для новостей. Люди только-только пришли с работы, еще не расслабились. Они получают "заключительную дозу" информации - и все, рабочий день можно считать завершенным. Так уж сложилось, что на всех мировых каналах самое "смотрибельное" время отдано исключительно художественному вещанию.
Другой вопрос: как сделать то, что люди захотели бы смотреть?
- А что люди сегодня хотят смотреть?
- Если мы не ошибаемся, все опросы, все исследования зрительской аудитории, которые мы проводили, содержат одну просьбу: "Покажите наше! Пусть там будет меньше шикарных костюмов, погонь и спецэффектов и действие будет происходить на улице, во дворе, в школе. Главное - чтобы это было наше, про нас".
- С чего это в нас вдруг проснулся такой патриотизм?
- К началу 90-х годов накопилось ощущение, что мы много чего не видели из того, что сделано в мире. Мало того, что мы всех наших Штирлицев чуть ли не наизусть выучили, так еще и должны были досыта насмотреться всех этих "Барбар", "Далласов", "Богатых", джеймсов бондов. То есть за несколько лет "съесть" все то, что за десятилетия приготовило мировое телевидение. 10 лет на это вполне хватило.
Меньше пены. "Мыльной"
- Сразу же возникает вопрос: а будет ли одна серия отечественного сериала настолько же интересна, как и одна серия "Санта-Барбары"?
- Шедевры не рождаются от пламенного желания сделать именно шедевр. Шедевр может возникнуть только тогда, когда в стране снимается семь-восемь сериалов в год. Если каждый год на Новый год вы снимаете хорошую лирическую комедию, то лет через десять имеете шанс получить "Иронию судьбы". И говорить о художественных достоинствах наших сериалов можно будет лишь через некоторое время.
- Однако смотреть интересный сериал хочется именно сейчас, а не через несколько лет, когда наши режиссеры научатся снимать.
- То, что мы снимаем и собираемся снимать, - это не "мыло". Потому что "мыло" - это сказка. И "мыла" у нас в эфире будет тоже достаточно.
Больше того: наши конкуренты в эфире позволили нам провести "чистый эксперимент": ОРТ переставила свой самый главный "мыльный" сериал на 20.00, НТВ на то же время поставило сериал, признанный лучшим за всю историю американского кино, - "Скорую помощь". И против всего этого будет идти наша "Русская премьера".
Каждую пятницу в течение сорока недель мы будем показывать либо премьеру российского фильма, либо телевизионную версию спектакля, либо премьеру телевизионного фильма, произведенного нами. Это будет "Страна глухих" Валерия Тодоровского и "Вишневый сад" в постановке Леонида Трушкина, "Возможная встреча" Михаила Козакова и "Великолепный рогоносец" Петра Фоменко с Константином Райкиным в главной роли и многое другое.
- А с "Санта-Барбарой" покончено окончательно и бесповоротно?
- С "Санта-Барбарой" - да. Именно из-за того, что мы перераспределили бюджет, та существенная часть, которую раньше тратили на закупки западных сериалов, теперь пойдет на производство сериалов российских.
Но это отнюдь не означает, что на Российском канале будут идти только российские фильмы. У нас выйдет новый комедийный сериал под названием "Друзья". Пуаро не покинет эфира РТР - к сериалу добавятся еще шесть полнометражных фильмов про великого сыщика.
Будут и художественные фильмы - в новой рубрике "Последний сеанс" (по вечерам в субботу) мы запланировали, как минимум, 12 премьер, среди которых - "Карты, деньги, два ствола", "Крик" и прочее.
Национальная идея вырастет из... сериалов
- Нас часто спрашивают: чем вы, государственный канал, отличаетесь от коммерческих? Отвечаю: мы - государственный телеканал - должны, во-первых, постараться предложить зрителю программы и фильмы на все вкусы. Даже если эти проекты коммерчески менее выгодны.
Во-вторых, попытаться "реанимировать" производство отечественного "телепродукта". Да, возможно, это рискованно, возможно, это не выдержит прямой конкуренции с западными сериалами. Но это наша миссия.
Да, у нас ничего не взрывается, нет умопомрачительных спецэффектов. В "Московских окнах" - новом сериале, на который мы делаем основную ставку, - люди разговаривают, иногда поют, нервничают, влюбляются, негодуют, строят козни или спасают других. Ведь мы же все смотрели Штирлица запоем и продолжаем смотреть. Ну что там было такого уж спецэффектного, кроме Тихонова и Броневого?
- Там были, как минимум, блестящие актеры, в которых была влюблена вся женская часть Советского Союза.
- А мы сделали упор на молодежь. Для многих главных героев сериала это первый фильм. Больше того, один из детективных сериалов - "Директория смерти", 12-серийный фильм, - будут делать только молодые режиссеры, для которых этот фильм - первый. Хотя, конечно, на экране появятся и любимцы зрителей - Семен Фарада, Игорь Бочкин, Евгений Сидихин.
- Ради чего такой риск, особенно сейчас, когда большинство старается действовать старыми, проверенными методами?
- Многие говорят: давайте посадим 15 умных ребят, и пусть они нам напишут национальную идеологию. Но мы думаем, что лучше мы сперва покажем те же "Московские окна", а потом устроим дискуссию прямо в эфире - об этом сериале, о нас, о нашей жизни. И, может быть, это поможет нам понять, кто мы есть и что мы за страна.
УТОЧНЕНИЕ
В 32-м номере "АиФ", в статье "Венеры в ящике", была допущена некоторая бестактность, о чем мы сожалеем. Наш корреспондент встретился с телеведущей Ириной Мишиной.
- Я признательна газете, что попала в пятерку телевизионных венер. Где-то в течение месяца после публикации я вынуждена была отвечать на странные телефонные звонки. Все спрашивают меня примерно одно и то же: неужели я попала на телевидение по блату? Нет, я с отличием окончила факультет журналистики МГУ и после преддипломной практики сразу пришла на ТВ.
С первого канала меня никто не увольнял. Я покинула "Останкино" по собственному желанию, перейдя на ТВ международного агентства "Рейтер". С г-ном Яковлевым, которому я якобы "угрожала выброситься из окна", я не знакома вовсе. Вопрос о протекции также необоснован, поскольку мой муж Лев Королев ушел с ТВ на другую работу в 1987 году. А я появилась в эфире только в июле 1990-го. Не говоря уже о том, что поженились мы год спустя, в 1991-м. А в 1995-м его не стало.