Примерное время чтения: 5 минут
679

100 дней, которые потрясли канал

АРИНА Шарапова в интервью газетчикам улыбалась и говорила, что вопрос с выходом ее программы на ТВЦ решен окончательно, а наутро, перед подписанием договора, позвонила на канал и кокетливо сказала "нет". Кирилл Легат напечатал визитки с шапкой ТВЦ - и ни разу их не использовал, потому как "разошелся во взглядах с руководством". От ТВ Центра остались десятки низкорейтинговых программ и долги в 20 миллионов долларов. Надвигались выборы: каналы-конкуренты укрепляли информационные службы, а на сабантуях телевизионщики начинали пить с тоста "Светлой памяти ТВ Цоя, пардон, ТВ Центра"... Приблизительно в таких условиях (плюс ужесточение информационных войн, плюс репутация "пролужковского канала") в начале сентября началась реорганизация "третьей кнопки".

Казалось бы, гораздо удобнее при таком раскладе забить эфир недорогими фильмами и сериалами (какую-никакую аудиторию все равно соберут!), в перерывах перемежая дешевой "аналитикой" с предвыборным сливом компромата по образцу, растиражированному коллегами с других каналов. Вместо этого новая команда во главе с Сергеем Лисовским и Константином Ликутовым взмахом топора убрала более 20 балластных программ и выдала целый блок новых, СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. Зачем? Не проще ли было на низких скоростях дотянуть до Нового года, отбиться от выборов оплаченной рекламой и уже потом с криком "Эге-гей!" развернуться в полную мощь? И что вообще могло получиться в таких условиях?

Вcе началось с Кикнадзе?

"НЕТ, ну нормально, теперь уже спортсмены будут нас жизни учить!" - так мой сосед прореагировал на появление в качестве ведущего информационной программы "События" Василия Кикнадзе. Тем не менее соседская жена спустя две недели садилась в 20.00 к телевизору тщательно надушенная и накрашенная: так ей понравился элегантный Василий, которого она раньше никогда не видела, потому как голами и шайбами не увлекалась... Впрочем, с помощью "Событий" изменилось не только амплуа Кикнадзе, но и стандартная композиция новостийной программы. Если по-русски: заметили небось, что у них сразу четверо ведущих? Один рассказывает о событиях и связывает сюжеты, другой комментирует, третий разговаривает с гостем, четвертый - спортивный обозреватель. От одной говорящей головы, пусть даже красоты неземной, быстро устаешь, а тут симпатичные мужчины стремительно меняются, ассортимент расширен... Плохо только, что Оксана Подрига с Василием Кикнадзе чередуются и вместе не попадают, а то это было б посильнее Леонардо Ди Каприо с Кейт Уинслет.

Еще одна объективная удача ТВЦ - субботняя "Неделя" с Владиславом Флярковским. Если сначала его черно-белую хронику событий недели и сдержанные комментарии злые конкуренты объясняли исключительно "сдержанностью средств", в разгар информационного произвола на соседних каналах Флярковский начал выглядеть едва ли не единственным "телевизионщиком" в, извините, стае коллег-агитаторов. А ведь ироничные модуляции и "давление словом" удаются ему лучше других, только он использует талант по профессиональному назначению: накануне выборов, например, великолепно читал на "Эхе Москвы" тематический рассказ Марка Твена...

С "Мылом" Светланы Конеген, идущим встык за программой Флярковского, дело хуже. Изначально-то идея здоровая: сливать всю политкомпроматгрязь в "специально отведенную" и застрахованную жанром программу, не пачкая серьезные новости. Не получилось. Сначала было любопытно, потому что - ново, спустя 3 месяца стало очевидно, что в остроумии Конеген уступает Шендеровичу, а в артистичности - Жириновскому. Зато диаметрально противоположная ситуация с программой "Секретные материалы" Александра Хинштейна.

Неудачное название (мгновенно цепляет аналогия с "Совершенно секретно") плюс специфическая репутация Хинштейна поначалу несколько отпугнули. Кроме того, Хинштейн - все-таки газетчик и в кадре смотрелся довольно неорганично. А потом к программе подключился крепкий профессионал Владимир Мукусев, Хинштейн перестал "долбить Березовского", гневные монологи сменились на спокойные беседы со свидетелями и очевидцами - и "Секретные материалы" превратились в документальный детектив, столь любимый российскими зрителями. Еще одна новая программа-детектив на ТВЦ - "Российские тайны" Олега Вакуловского. Тоже без навязывания, только факты, выстроенные в развернутую цепочку и подтвержденные уникальной хроникой...

Никакого давления, только информация, которую необходимо самостоятельно осмыслить. Так ведь такого на нашем ТВ уже давно не бывает, телезрители забыли о том, что ТВ когда-то доверяли, а ставший привычным слив компромата вызывает в глухих деревнях еще более глухое раздражение: "Совсем нас за дураков считают!"

Информация против пропаганды

ЕСТЕСТВЕННО, за 3 месяца на отдельно взятом канале доверия к телевидению "в целом по стране" не вернешь. И тем не менее шагом в этом направлении стал цикл "ЦТ возвращается". "Кабачок "13 стульев", первые КВНы, новогодние "Огоньки" - все это напомнило о тех временах, когда аббревиатура ЦТ была лучшим гарантом объективности услышанного.

Телевизионщики делали отличные программы вопреки цензуре "свирепых запретительских времен", так неужели сейчас нельзя создавать качественные программы вопреки выборам, вопреки подмене информации пропагандой, вопреки дискриминации ТЕЛЕВИДЕНИЯ на других каналах? Но главное, что действительно удивило за эти 100 дней: ТВЦ перестал маскировать свою "пролужковскость". С одной стороны - чересчур смелый шаг, с другой - единственно верный. Что скрывать, если мэр Москвы регулярно появляется в аналитических программах, а председатель совета директоров ТВЦ - Сергей Ястржембский? Все правильно, но теперь с особой тщательностью придется проверять факты и выстраивать вещание - потому как телевизионные проколы в первую очередь скажутся... правильно, на мэре! Ну вроде как Алла Пугачева начнет продавать именную обувь с дырявыми подметками. Кто после этого купит билеты на ее концерт?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно