ГОСТЬ редакции - Владимир РЕСИН, первый заместитель премьера правительства Москвы, руководитель комплекса перспективного развития столицы.
- Владимир Иосифович, московское руководство, выйдя на дорогу политической борьбы, встретилось с активным противодействием. Какое у вас в связи с этим настроение?
- Неприятное. Ощущение - будто в грязи измазан, но спокойное, потому что все это - ложь, и правда обязательно будет восстановлена.
- Чего хотят ваши оппоненты?
- Поссорить Москву с Кремлем. Помните начало 90-х, когда насмерть ссорили Лужкова с Ельциным? Нам тогда удалось встать между ними и конфликт погасить. Хотя сам я получал тумаки и с той, и с другой стороны. В этот раз не удалось. Поссорили их по-черному. Причем с помощью страшной клеветы. Я не могу все говорить, но знаю, какие эпитеты употреблялись. Просто уму непостижимо.
- И это, наверное, только начало? Ведь за думскими последуют президентские выборы...
- Юрий Михайлович не играет в эти игры. Он вполне искренне и официально заявил, что хочет быть мэром Москвы и не рвется в президенты.
У мэра не забалуешь
- Ну, политика - переменчивая дама, и решение об участии или неучастии может меняться. А чем так пугает кремлевскую администрацию мэр?
- Они боятся, что такой человек начнет управлять и требовать. У нас в России большинство проблем связано или с элементарным бездельем, или с неумением решать конкретные вопросы. Таких людей и пугает личность Лужкова.
Вот в Манеже открылась выставка: Москва за последние 10 лет и Генеральный план развития до 2020 года. Там наглядно видно, какое в столице ведется грандиозное, невиданное строительство жилья. Или, к примеру, возьмем то, что не связано с "хлебом насущным": в России, в Советском Союзе вообще ни разу не строился новый оперный театр. В Европе последние лет тридцать тоже ничего подобного не сооружалось. По инициативе Лужкова построен новый оперный театр в саду "Эрмитаж". Или, скажем, в каждой префектуре появился крытый каток, и это все инициатива мэра.
- Ну а кому же все это может мешать?
- Это мешает тем, кто сам не может так работать. Власти-то хочется, а сделать то же самое для народа они не могут. Поэтому и говорят, что Лужков все это делает за чужой счет. Да, Москва не может жить без регионов, так же как и регионы не могут быть без Москвы. Возьмем мое направление - строительство. Электроэнергию, цемент, лес - все это мы покупаем у регионов. Не будь у нас таких деловых взаимоотношений, разве мы бы построили 3,4 млн. м2 жилья только в этом году?! Или 20 школ?! В то же время Москва направляет в регионы то, что сама производит. В Вологде мы в порядке помощи после наводнения школу построили. Оттуда лес берем. В Мурманске сейчас заканчиваем жилой дом. Они нам - пожалуйста, берите рыбу... Я, конечно, понимаю, что Москва как финансовый, деловой центр имеет больше возможностей. Но ведь их еще надо реализовать!
Возможности в той или иной мере есть у каждого руководителя: начиная с района и заканчивая
страной. Вот и надо смотреть, кто чего смог добиться, а не завидовать.
Доренко - в уголовники?
- Скажите, а почему Юрий Михайлович не имеет квартиры? Так, по крайней мере, следует из декларации.
- Квартиры у нас не собственные. И у него, и у меня - государственные.
- И где они находятся?
- В доме, принадлежащем администрации президента, в Крылатском.
- Получается, если у вас с Лужковым нет собственных квартир, то в один прекрасный день вы можете пополнить ряды московских бомжей...
- Почему? Из этой квартиры меня никто не выгонит. Она не моя собственная, но ордер-то на нее у меня есть. В крайнем случае дадут другую, равноценную.
- Не верится, чтобы вы с Юрием Михайловичем совсем не думали о будущем. Кстати, видимо, поэтому супруга мэра идет в депутаты. Все правильно: жена должна быть в безопасности.
- У него совершенно нет таких мыслей.
- Но это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Помните, именно депутат Нарусова, жена Собчака, спасла мужа, вывезла во Францию.
- Нет, Елена Батурина - активный, самостоятельный человек. Она своим поведением показывает, что не хочет быть только мужниной женой. Поэтому пошла на выборы. Кстати, против нее там выставили серьезного конкурента. Не все так просто...
- Какой видится судьба вашего обличителя Доренко?
- Он сделал одну грубую ошибку. Зарвался и дал повод возбудить против себя уголовное дело. Это мина замедленного действия и очень неприятная вещь.
- А чем неприятная? Ну присудят ему 10 тысяч долларов выплатить за моральный ущерб. Березовский-то ему, небось, миллион платит.
- Там дело не в компенсации, там - уголовное дело. Я не знаю такого человека, которому было бы приятно ходить под уголовной статьей.
- Какие большие объекты вы сдадите в Москве к 19 декабря?
- Закончим плановые объемы строительства жилья. Госкомиссия примет храм Христа Спасителя. Лужков отчитается за все, что обещал сделать. Кстати, если бы мэр больше ничего не сделал, кроме реконструкции пятиэтажек, храма Христа, кольцевой автодороги, то он уже вошел бы в историю. Дальше мы сосредоточимся на массированном сносе пятиэтажек и строительстве на их месте современных домов. Разворачивается огромная программа по выводу из центра города, других районов экологически опасных и неперспективных производств, на их месте мы построим жилье, разобьем парки и скверы.
Задание Ельцина выполнено
- Владимир Иосифович, а со строительством больницы в Буденновске почему скандал возник? Кто ее все-таки сооружал и за чей счет?
- Мне лично было дано указание Ельцина: "Высадить десант. Сделать все, что возможно. С деньгами потом решим". Так же было и по восстановлению Белого дома, по реконструкции Кремля.
- Почему владелец "Мабетекса" г-н Паколли считает, что его вклад не оценен?
- Я думаю, что об этом Паколли говорит с чужого голоса. Он дал деньги на медицинское оборудование, оцененное им в 500 тысяч долларов. Спасибо ему. Директор больницы послал благодарственное письмо за этот добрый шаг. А вся больница, кстати, стоила 40 млн. долларов без медицинского оборудования.
- И вам потом их из бюджета вернули...
- Никто не давал, никто не возвращал. У нас есть стройки муниципальные, есть - федеральные. Эта стройка - федеральная. Мы выполнили работу, и нам заплатили с опозданием на год.
- Из денег, предназначенных Ставропольскому краю?
- Нет, это было зафиксировано строкой в российском бюджете. По этому вопросу голосовала Дума. Мы так же делаем Большой театр, Онкологический центр...
- Говорят, терактов в Москве не будет как минимум до выборов мэра... Потому что Лужков договорился с чеченцами о том, что он их не трогает, а они, соответственно, гарантируют ему спокойствие в городе...
- Очередная сплетня и провокация. Это невозможно. Диаспора, которая здесь живет, никакого влияния не имеет на этих бандитов и террористов. Она сама ждет не дождется, как бы их скорее ликвидировали, потому что, кроме вреда, они им ничего не приносят.
- В свое время "АиФ" напечатал обращение Эдуарда Тополя к олигархам, чтобы те не враждовали, а делились капиталами и помогали России-матери. В противном случае ненависть к евреям может принести вред всем. Почему финансовые и телемагнаты не внемлют советам?
- Это пример того, как не должно быть. Я был шокирован фразой Черномырдина о драке двух евреев. Мне просто противно смотреть на эти разборки в эфире. Сначала я думал - провокация. А потом понял, что это - из-за отсутствия элементарной культуры, осторожности, уважительности... Ты же должен знать: если ты богатый человек, то сделай, чтобы граждане были если не богатыми, то хотя бы не бедными. А если они будут бедными и, не дай Бог, нищими, то ты не сможешь быть богатым. Тебя просто не будет.
Хочу быть россиянином
- Может быть, они не прогнозируют развития ситуации, так как являются детьми советского общенародного государства...
- Может быть. Скажу про себя. Я за то, чтобы у нас в России была одна национальность - россиянин. Как в Америке все - американцы. Деление по нациям привело в конце концов к тому, что у нас сейчас творится передел - беспредел. А если бы у нас были губернии, как в Америке штаты, не было бы соблазна отделяться или шантажировать центр. А вероисповедания каждый придерживается того, которое выбрал.
Когда меня в Израиле спросили, кто я - еврей или нет, я ответил - нет. "Почему нет? - говорят мне. - У вас же и мама, и папа - евреи". Потому что по вероисповеданию я не иудей. По культуре - нет. По воспитанию - нет.
С другой стороны, ни в коей мере не стыжусь, что по происхождению я еврей. Но прежде всего я россиянин. Мне там задавали вопрос: есть ли в России антисемитизм? Я ответил: в государстве нет, а на бытовом уровне бывает. "А раньше был?" Говорю: не знаю. Когда-то я принимал активное участие в создании национальных школ, а сейчас считаю, что не тот это путь.
Смотрите, сегодня дети обеспеченных родителей ездят учиться в Англию, Америку, Францию. Там учатся дети со всего мира.
Конечно, свой родной язык надо изучать. Мне не делает чести и моим родителям (пусть земля им будет пухом), что я не знаю языка. Они по-еврейски говорили тогда, когда от меня хотели что-то скрыть. Старшего брата в партию принимали в разгар антисемитизма, в 1951 году. А вот сейчас из-за таких явлений, которые мы наблюдаем, антисемитизм может активизироваться. Вот это будет страшно.