СЛУХИ вокруг фильма Никиты МИХАЛКОВА "Сибирский цирюльник" стали возникать задолго до начала первого съемочного дня. Сначала говорили о том, что режиссер "забраковал" Ким Бэйсингер и Шэрон Стоун, потом - о том, что выдвижению "Цирюльника" на "Оскара" воспрепятствовал Том Хэнкс: мол, испугался конкуренции с Олегом Меньшиковым в номинации "Лучшая мужская роль"...
ВСЕ слухи или затихнут, или вспыхнут с новой силой 20 февраля: в Кремле наконец состоится мировая премьера фильма, оцененного в невиданную для России сумму - 45 миллионов долларов. Когда накануне российской премьеры "Титаника" в Москву приезжал режиссер Джеймс Кэмерон, он говорил исключительно о фильме: как трудно было научить рисовать Ди Каприо, как кропотливо восстанавливалась атмосфера эпохи и т. д. Размышления Никиты Михалкова о "Сибирском цирюльнике" вышли далеко за рамки съемочной площадки: он начал с императора Александра III, а закончил футболом.
РОССИИ НУЖНЫ НЕ ПОТРЯСЕНИЯ
ЧТО для меня значит роль Александра III? Мне кажется, что Александр III - один из тех императоров, которые забыты абсолютно незаслуженно. Почему-то Петр I, который на вздыбленном коне пытается перескочить через пропасть и неизвестно, приземлится ли он на той стороне, - это вроде как бы символ нашего государства! А император, в царствование которого не было ни одной войны - это как бы маловажное для нас явление?! А я считаю наоборот. Как сказал Столыпин: "России нужны не потрясения..." Если мы внутренне сами будем понимать, что эволюция нашего общества - это намного более важно для нас, чем очередная революция, то наконец поймем, что, меняя президента, мы должны менять президента, а не строй. А мы все время стоим на грани смены строя, а смена строя в такой стране, как Россия, это всегда война. Но если кровопролитнейшая война восемнадцатого года - одна из самых жестоких, всетаки происходила на территории, где мчались тачанки, аэропланы едва-едва отрывались от земли, то сегодня... Это будет уже не гражданская война в России, а катастрофа и конец света!
ГДЕ ОН, НОВЫЙ ГЕРОЙ?
Я ДУМАЮ, что в сегодняшнем кино положительный герой - это человек, который, не меняя своих убеждений, нашел свое место. Он может быть любым, он может быть молодым предпринимателем, который учился физике, но так как сегодня это не нужно, то он занимается чем-то другим. Как бы вынужденная ситуация, но он себя в ней, тем не менее, нашел! Сегодня нужен герой, который будет помогать выживать людям в нашей стране.
ФУТБОЛ ЛУЧШЕ, ЧЕМ РЫБАЛКА
Я БЫЛ на финальном матче Бразилия - Франция в Париже. Большего потрясения давно не испытывал, потрясения единства нации. Вот тогда, когда для нас такие победы - футбольные либо кинематографические - станут национальной гордостью и радостью, мы сможем всерьез задуматься о том, что же такое русская национальная идея. Меня спросили: "Что такое русская национальная идея?" Я сказал: "Не знаю что, но точно - не русская национальная рыбалка". Поэтому национальную идею все-таки надо искать не в попытке ответить на вопрос "Как жить?" Для России есть гораздо более важный вопрос и более фундаментальный - "Зачем жить?" Не существует ответа на вопрос "Как жить?", если русские люди не ответят себе "Зачем жить?" Вот это и должно быть поводом для поисков. Думаю, что, в определенном смысле, мы в своей картине пытаемся на это ответить.