Мода живет по своим законам. Но в ней, словно в зеркале, отражается все происходящее в мире. Не зря же ее называют "книгой цивилизации". Вот только понимать написанное могут лишь посвященные в таинство Моды. Один из таких посвященных - историк моды, великолепный театральный художник, профессор Александр ВАСИЛЬЕВ.
Что сейчас модно?
- КАКИЕ тенденции в европейской моде сегодня задают тон?
- Безусловно, это минимализм. И унисекс. Хотя в последнее время в моду буквально ворвалась новая волна сексуальности, женского обольщения, эротизма, долго это направление не продержится.
В первую очередь это связано с характером жизни в больших городах - вернее, с тем, что жить в них весьма небезопасно.
- Каким образом небезопасность жизни в больших городах может влиять на моду?
- Женщины в больших городах - кроме Москвы, конечно, - сегодня боятся выглядеть богато. Боятся своим внешним видом привлечь внимание людей из социально не обеспеченного слоя, боятся показать, что у них есть деньги и они могут позволить себе носить меха, бриллианты...
- В моду снова входит бедность?
- Это не бедность - это скромность. Потому что даже бедные люди не хотят выглядеть бедно - они хотят одеваться так, чтобы окружающие думали, что в их одежде есть что-то стоящее, что они не зря потратили деньги.
- Такая скромность в одежде перейдет и в высокую моду?
- Скромность никогда не придет в высокую моду! Просто потому, что коллекции высокой моды не ставят цели привлечь покупателей именно к коллекциям высокой моды - они привлекают покупателей к продаже косметики и аксессуаров. Пример: из коллекции Джона Галлиано для "Кристиан Диор", которую он показал в прошлом году на Аустерлицком вокзале в Париже, не было продано, насколько мне известно, ни одного платья.
В коллекцию высокой моды можно вложить сумасшедшие деньги и ничего из нее при этом не продать. Да, платье за 50 тысяч долларов купят два человека, или 2000 человек - по подсчетам, именно столько клиентов сегодня покупают высокую моду. Как-то маловато... Но духи "Кристиан Диор", или помаду, или их лак для ногтей купят миллионы. И ради этих миллионов дизайнеры не перестанут делать такие напыщенные коллекции, а бизнесмены не перестанут вкладывать в них деньги.
"Заморыши" наступают
- СЕЙЧАС все чаще слышатся прогнозы, что в моду вот-вот вернутся пышнотелые красавицы.
- Среди манекенщиц уже слишком долго господствует некрасивый тип лица. Вернее, тип лица, который раньше считался некрасивым. Ценятся девушки, похожие на инопланетянок, на "жертв аборта" и так далее. И два последних года я слышу разговоры о том, что в моду возвращаются настоящие писаные красавицы. Но этого не происходит.
- Почему? Я ни за что не поверю, чтобы нормальный мужчина захотел видеть рядом с собой тощую особу с болезненными кругами под глазами.
- Нормального мужчину - если вы считаете нормальным мужчину гетеросексуального - мода как таковая не волнует. Его никогда не интересовало, что надето на женщине, его всегда интересовала женщина раздетая. Ему важно, чтобы та женщина, которая придет к нему на свидание, была сексуально привлекательна для него лично и для людей его круга.
Люди же, работающие в моде, ни с какой стороны не принадлежат к гетеросексуальному клану. Но именно от этих людей зависит и выбор манекенщиц, и то, что на них будет надето.
- Пусть мужчины не обращают внимания на моду. Но женщины-то обращают.
- Вот поэтому никто эту одежду и не покупает. Поэтому мода и в кризисе. Потому что моду сегодня не создают из сексуальных предпочтений. Давайте подождем начала следующего века - может быть, произойдут какие-то перемены. Но не стоит ожидать, что на самый пик моды взлетят уникальные фигуры, как в 50-е, 60-е годы. Не войдут снова в моду высокая грудь, тонкая талия, широкие бедра...
- Это тоже определяется иной сексуальной ориентацией законодателей моды?
- Не только. Ритм жизни современной женщины не позволяет ей создать ту женственную фигуру, к которой они стремились раньше. Все популярные сегодня виды физической подготовки - тренажеры, аэробика, джоггинг - развивают лишь мускулатуру женщин. У меня лично они вызывают лишь трепет и страх.
В чем галстук-то виноват?
- МЕНЯЮТСЯ ли эталоны мужской красоты?
- Внешность меняется не очень, а вот костюм мужской в следующем веке претерпит серьезные изменения. Падут "бастионы" - из мужского гардероба исчезнут рубашка и галстук. Причем галстук "умрет" первым.
- Чем же он провинился?
- Его роль бессмысленна. Он не исполняет никакой утилитарной функции. Вытянутые галстуки были отражением идей Фрейда о сексуальной доминантности мужчины и несли фаллическую символику. Направленность галстука к низу должна была направлять взгляды женщин туда, куда мужчина хотел, чтобы она посмотрела.
- Теперь мужчинам не хочется, чтобы женщины туда смотрели?
- Нет, хочется... Но галстуки так долго носили... И их так долго приходится завязывать... что дольше нынешнего поколения они уже не проживут...
- А в чем вина сорочки?
- В том, что ее слишком часто надо стирать и гладить. И что у нее такой неудобный воротник. Сорочки останутся лишь как элемент вечернего костюма, их заменят всевозможные трикотажные свитера, пуловеры, джемперы.
Уже сейчас происходят перемены в самом консервативном - деловом - костюме: голубые и синие рубашки в мелкую полоску вытеснили белые сорочки, еще недавно считавшиеся непременным атрибутом делового человека на Западе. Потому что их можно реже менять - грязь не так заметна - и выглядят они менее официозно.