Примерное время чтения: 8 минут
340

Галина Вишневская: "Кулаками действуют бездарности"

КОРОЛЕВАМ не пристало изменять себе. Галине ВИШНЕВСКОЙ удается избежать изменений и во внешности - она всегда красива: волевой изгиб тонких бровей, громкий властный голос, царственная осанка и... простота в общении. Мать двух дочерей, вышедших замуж за иностранцев, бабушка шестерых внуков отвечает на вопросы корреспондента "АиФ".

- Вы, как человек, посвятивший свою жизнь музыке, можете согласиться с тем, что лучший звук - это тишина?

- Я всегда находилась в плену звуков. Тишина приятна и прекрасна, когда хочется покоя от усталости. Но что может быть волшебней звука человеческого голоса?

- Как вы думаете, должен ли талант, как и добро, быть с кулаками? - Нет, кулаки нужны бездарности. И много подлости нужно бездарному человеку, чтобы пробиться. А таланту нужна целеустремленность и ясность в понимании того, чего он хочет вообще от жизни.

- Отечественная культура сейчас страдает от отсутствия финансирования. Насколько эта проблема с объективной точки зрения определяет качественный уровень произведений искусства?

- Думаю, что намного важнее факт отсутствия профессионализма. Это относится и к вокалистам, и к драматическим актерам, которые играют по наитию, не владея техникой актерского мастерства. Пожалуй, лишь инструменталистам удается сохранить определенный уровень за счет того, что они дольше учатся. Часто в наших профессиональных театрах я вижу любительские спектакли. Не говорю об эстраде, эстрадные певцы - это просто бесстыдство и вульгарность. Русская эстрада копирует жуткие западные образцы, и то, что свойственно другой культуре, преломляется у нас в нечто страшное. Подражательство вообще ужасно. Конечно, есть талантливые певцы, но их очень мало.

- Извините за дерзкий вопрос, Галина Павловна. Не возникало ли у вас, самодостаточной личности, хотя бы кратковременных приступов творческой зависти к коллегам?

- Мне так много было дано в жизни Богом, что я могу только благодарить Его и вспоминать свою счастливую карьеру. Я пришла в театр в 25 лет без консерваторского образования, на другой же день стала первой певицей и триумфально прошла через все годы, не зная унижения на сцене. У меня было трудное детство - осталась одна, девчонкой, в блокаду, через все прошла. Может быть, в награду Господь подарил мне такое...

- Трудности необходимы для формирования личности?

- Думаю, что надо человеку через них проходить, надо научиться с ними бороться, выживать. У меня есть маленькая книжечка высказываний Марины Цветаевой, одно из которых потрясло: "Дать можно только богатому и помочь только сильному. Вот опыт всей моей жизни". Невероятную вещь сказала! Можно помочь выжить бедному, больному, несчастному, но все равно он не станет сильным. Гениально, сурово, жестоко! Вот она - жизнь...

- Как вы пережили разлуку с Родиной, была ли ностальгия?

- Какая ностальгия после того, что произошло, когда я должна была все оставить и уехать с одним чемоданом, имея за плечами 30 лет творческой карьеры? Мне было 47 лет, так же как и моему мужу. Я даже вспоминать не могла об этой стране! Кроме ярости, во мне ничего не было. И ушло это чувство только после того, как Большой театр в 91-м году предложил мне сделать юбилей 45летия творческой деятельности. Я с радостью согласилась. Когда увидела зал, которому отдала столько любви, сил, молодость... и как будто камень с души свалился. Отпустило... Наверное, и не ушло бы никогда, если бы не тот выход на сцену.

- А ностальгию по сцене сейчас испытываете?

- Нет, как будто закончился отрезок жизни. Свыше мне был дан знак, когда наступило время оставить театр. Ностальгия мучила бы, если бы я закончила рано. На сцене я пробыла 50 лет... Например, Мария Каллас потеряла голос, когда ей не было и сорока. Она очень страдала, была страшно одинока, редко где появлялась и вся была в своих ощущениях потери сцены. Это ужасно...

А я ушла с триумфом в 82м году, пела Татьяну, восемь спектаклей в "Гранд Опера". А потом пела в концертах примерно до 90-го года. Я и сегодня при деле: даю мастерклассы, помогаю певцам. Книгу написала, ставила спектакли, играла в театре, в кино снялась...

- И сейчас вы заняты созданием музыкальной академии в Москве?

- Да, строительство близится к концу, и уже скоро нужно будет созывать профессуру. Должна получиться интернациональная школа оперного пения. В каком-то определенном месте я никогда не хотела преподавать. Первой и единственной в этом смысле станет академия.

- Сейчас консерватория находится в бедственном положении, ведущая профессура разъехалась по зарубежным школам, практически не оказывается государственной поддержки, и, конечно, уровень обучения не может не страдать от этого. У вас не возникало желания помочь консерватории?

- Нет, я не денежный мешок. Мы с мужем до сих пор работаем, не зная покоя. И другие могут работать, зарабатывать и давать деньги, если считают нужным. У нас есть свой фонд, цель которого - помочь детям: педиатрической академии и 1-й детской больнице в Петербурге, больнице в Оренбурге. Мы построили родильный дом, несколько лет назад открыли детский дом в Кронштадте. Сейчас там живет 46 человек - дети, которых выбросили на улицу.

Таким отношением взрослые ставят детей на край гибели и фактически уничтожают. Это взрослые довели страну до такого состояния, все годы советской власти спокойно смотрели, что происходит, а теперь страна наполнена детскими домами. Даже в деревнях они есть! Вы слышали такое? В войну, если родители погибали, детей брали чужие семьи... А сегодня? Никогда в России такого не было. Озверение народа...

- Ваша семья приютила в своем доме опального Солженицына и во имя верности дружбе лишилась Родины. Оправданна ли цена?

- Когда мой муж заступился за Солженицына, которого травили, травля перешла и на него, ему не давали играть, отказывали в площадках для выступлений, и, если бы мы не уехали, он бы погиб. Вопрос стоял уже не о дружбе, а о спасении моей семьи. Я приняла решение, и я это сделала.

- При общении с людьми с чем вы встречаетесь чаще - с фальшью или искренностью?

- Физически не выношу лести и вранья, поэтому около меня мало людей. Своей дружбе я придаю очень большое значение, всегда высоко ценила свои качества, и человеческие, и артистические, не переоценивая, но и не опуская планку. Поэтому мне бесполезно льстить. Но когда из немногих близких людей тебя предает друг - это ранит очень тяжело. Разочарование в друге и пережить-то бывает трудно, это может эмоционально убить человека. И не воскреснет больше.

- Мне кажется, что раньше люди придавали дружбе высочайший смысл, а сейчас он деградировал до уровня приятного времяпрепровождения и взаимной выгоды.

- У меня всегда было мало друзей, а у Славы их до сих пор много. Для него все друзья! Объятия, поцелуи, на брудершафт через полчаса после знакомства: "Вася! Ты друг! На всю жизнь!.." Я отношусь к этому иначе. Наверное, все-таки не время определяет дружбу, а человек. Действительно, многие отношения держатся на выгоде и необходимости, но это должно носить иное название, это уже не дружба.

- Любовь, по-моему, возникает чаще, чем дружба.

- Да, вы абсолютно правы. Любовь построена на других эмоциональных импульсах, может случиться мгновенно, может вдруг и улететь. А дружба рождается из времени, и связь бывает такая, что уже на всю жизнь. Редко у кого одна любовь длится всю жизнь, не прерываемая увлечениями, влюбленностью. У меня был первый брак, другая жизнь до того, как мы со Славой встретились.

- Существует мнение, что для того, чтобы брак был счастливым, супругам необходимо давать друг другу больше свободы. Ваш кочевой, часто параллельный образ жизни, по всей видимости, подтверждает это?

- Все зависит от того, как понимать свободу (разумеется, речь не о семьях, где все держится на том, кто кого перехитрит, и не о вседозволенности). У супругов должен быть собственный внутренний ограничитель. Не в том дело, что один другого как-то ограничивает. Человек сам себе должен ставить барьеры, обязательно. И не только в браке.

- Под Новый год принято загадывать желания. Что бы вы пожелали?

- Чтобы в России все было хорошо. Русские сегодня не любят Россию и живут в ней так, будто собираются куда-то уехать, загаживая все вокруг и не убирая за собой. Наша страна - это большая коммунальная квартира. Народ все время ищет виноватых, которые, безусловно, есть, но не в последнюю очередь потому, что существуют к этому предпосылки. Непрофессионализм - главная и повсеместная в России проблема, с которой необходимо справиться. То, что происходит сегодня, надо пережить, и пройдет это, когда люди выйдут из состояния апатии и безразличия, научатся принимать самостоятельно решения и не ждать, что кто-то что-то даст. Россия назад не пойдет, я убеждена в этом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно