Примерное время чтения: 7 минут
595

Дмитрий Хворостовский от "А" до "Я"

ПОПУЛЯРНОСТЬ у оперных певцов - привилегия теноров. И тем приятнее сознавать, что единственный известный на весь мир баритон Дмитрий Хворостовский - наш, русский. За прожитые 36 лет он спел Елецкого, Онегина, Фигаро, голова стала седой, а земной шар трижды прокрутился под его ногами.

Англия

Как известно, оперный голос лучше сохраняется в средиземноморском климате. Хворостовский же выбрал для жизни "остров - неясный, как сон, расцвеченный пестро в огнях Альбион"...

-Я ВЫНУЖДЕН был уехать из Москвы. Мне здесь жилось неспокойно. Нас же несколько раз грабили. Лондон был выбран потому, что именно в этом городе находилось мое агентство менеджмента. И карьера складывалась так, что нужно было много ездить по миру. Из Лондона удобнее всего выезжать в любой конец света. Но моей семье все-таки там гораздо лучше, чем мне. И чужой язык здесь ни при чем: я знаю английский довольно неплохо (говорят даже, что на нем я более

разговорчив). Кстати, после того как я его выучил, по приезде в Россию, часто делал вид, что говорю с акцентом и думаю на английском. Это я так важничал. А вообще нигде не могу себе найти места, в чем очень похож на Онегина, но непоседство познал лучше него, потому что больше налетал километров.

Голос

Ученик кафедры сольного пения Красноярского института искусств, лирический баритон красивого тембра и полного диапазона стал лучшим баритоном мира. Интересно: это его статус или титул?

-МНЕ посчастливилось победить на конкурсе, который в русском переводе назывался "Лучший певец мира". В России это выразилось в том, что на мои концерты стало не попасть. И дело не в стоимости билетов, в филармонических залах они очень демократичные. Хочется думать, что это потому, что меня любят. И я стараюсь отвечать тем же. (На недавних концертах в Киеве по его просьбе в зал бесплатно пропустили 200 студентов.)

Мне нравится быть баритоном, но

вообще-то это непрестижно. Все самое интересное (первые партии уж точно) написано для теноров. Мы, баритоны, как правило, обманутые мужья, старики или злодеи. Поэтому я больше люблю сольные выступления. Час-два дают возможность заинтересовать зрителя, увлечь, а по окончании "положить" его себе в карман. Я публику стараюсь покорить всегда, но на репетиции не люблю никого пускать.

Дебюты

Страшно или не страшно выходить на сцену - вопрос риторический. Но всегда ли это беспокойство за качество исполнения?

-КОГДА я в первый раз вышел на сцену красноярского оперного театра, мне было 23 года. Пел в "Риголетто" Верди, и знаете, о чем думал? Хорошо ли выгляжу. Я был в туфлях на каблуках, ноги обтягивали черные чулки, и мне казалось, что все смотрят только на них. Дебют на Западе в Ницце запомнился ужасной версией "Пиковой дамы" Чайковского (я пел партию Елецкого). Ее поставил румынский режиссер, но так, как мне казалось, ставить нельзя. Я же русский,

а кто, как, не русские, знает все о русской опере. Режиссер, естественно, думал иначе... Но я, как и все молодые, был максималистом и очень от этого страдал. Сейчас научился держать себя в руках. Появилась ответственность: ведь мой контракт связан еще с несколькими контрактами и люди рассчитывают на меня.

Жизнь семейная

Его двойняшкам (сыну Даниилу и дочери Саше) - 2,5 года. Что самое трудное в партии папы?

-ТРУДНО представить, какое будущее ждет их. Знаете, они еще даже не были в России. Они вообще из Лондона никуда не выезжали... Их мама Светлана, в прошлом балерина. Мы познакомились в красноярском театре оперы и балета, когда мне было 24 года. Но руку и сердце я предложил лишь тогда, когда стал самостоятельным. (За это время она успела побывать замужем и родить дочь.) Она всегда меня ждет, это очень греет... Но на семейных праздниках я не пою. Ни-че-го.

Известность

-НА УЛИЦАХ меня узнают во многих городах. Это больше, чем приятно. Иногда даже думаешь, что ты пуп земли, особенно после аншлагов. На самом деле любой артист - паяц. Ему платят деньги, он поет: не вещает, а ублажает чей-то слух. И к тому, и к другому нужно относиться спокойно. Будем думать, что красивый мужчина, подчеркнуто сдержанный, немного жесткий, так к себе и относится.

Кумиры

-В ДЕТСТВЕ я представлял себя Шаляпиным. Потом долго сравнивал себя с ним, учился по его записям. А как поет Ирина Архипова, меня просто восхищает. Я считаю ее своей учительницей, правда, она об этом не знает... Если бы не стал певцом, то, наверное, стал бы скульптором. Любил лепить из глины, и папа однажды, сфотографировав мои поделки, понес их директору художественной школы. Директор увиденное одобрил, но как-то холодно попросил отца привести мальчика. У нас в Красноярске было всего две школы - художественная и музыкальная... Так я оказался в музыкальной.

Меценатство

-Я В СВОЕЙ жизни занимался разного рода меценатством. Так получалось, что люди охотно шли со мной на контакт, используя мое имя и деньги. А передавая деньги в детский дом или еще куда-нибудь (например, в Институт искусств в Красноярске, который Хворостовский так и не окончил), я никогда не имел возможности проконтролировать процесс от "а" до "я". И часто обнаруживал, что деньги утекли. Что делал? Давал еще, у меня более или менее стабильный доход,

потому что "Метрополитен-опера", "Ковент-Гарден", Мариинский театр повторяют со мной контракты. Да еще гонорары от сольных концертов. Сколько это? Ну... я не скажу. Мне хватает, хотя денег не бывает много или очень много.

Поп-культура

-В ЮНОСТИ я пел что-то похожее на попсу. Но недолго. Остановился на классике и на сегодняшний день записал 20 дисков арий из опер и романсов. До определенного времени я не испытывал давления со стороны звукозаписывающих компаний. Но сейчас ситуация в мире классической музыки ухудшается, ею меньше интересуются. И даже такие крупные компании, как "Philips" и "Deutsche Grammophon", страдают от дефицита денег. Классические записи не раскупаются. Поэтому

многие компании вынуждены увлекаться так называемой синтетической музыкой, музыкой на стыке классики и попсы. Мне тоже предлагают записать пару альбомов, приближенных к популярной музыке. Я не отказываюсь, но ничего конкретного предложить пока не могу.

Родина

На вечере памяти Георгия Свиридова в Московской консерватории Хворостовский пел бесплатно. Из любви к Свиридову, искусству или России?

-МОИ концерты в России - всегда благотворительность. Так повелось. Мне даже как-то стыдно брать здесь деньги. Это моя плата за возможность возвращаться, но дом мой - в Лондоне. Еще люблю Нью-Йорк - он чем-то напоминает Москву, поэтому там многим русским хорошо... Последний цикл песен Свиридова "Отчалившая Русь" стал для меня символом Родины, уходящей из поля любви, из поля моего понимания.

Свиридов Георгий Свиридов всегда отдавал предпочтение вокальным и вокальносимфоническим циклам, а последние два - поэму для голоса и фортепьяно "Петербург" и "Отчалившую Русь" - написал специально для баритона.

-ПЕРВОЕ серьезное произведение, которое я спел в своей жизни, - романс Свиридова "Роняет лес багряный свой убор" на стихи Пушкина. Лично мы познакомились только несколько лет назад: после первого исполнения "Отчалившей Руси" он меня благословил, сказав: что я ни делаю - все хорошо. Я очень этим горжусь. Жаль, что в мае он ушел от нас.

Я свободный художник, нигде не служу, не получаю зарплату. Это удобно. Но работаю очень напряженно, мое время расписано до 2003 года.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно