ЧЕМ глубже кризис в России, тем больше разговоров о повторении драмы 17-го года и мрачных прогнозов о том, что жаркая осень 98-го опалит-таки Россию пламенем гражданской войны. Всероссийский опрос общественного мнения, проведенный Институтом социологии парламентаризма в сентябре 1998 г. по заказу "АиФ" (выборка - 6000 респондентов), показал, что неприятие нынешней экономической ситуации достигло в обществе опасной черты - 65% россиян считают ее нетерпимой, а 27% - терпимой с трудом. Наивно искать истоки сегодняшнего социального "возбуждения" во времени года. Не революционная осень виновата, а наслоение на нее массового ощущения безысходности, бедности и бесправия в сочетании с внутренним протестом против алчности и бездарности правящей элиты. "Осеннее обострение" - индикатор не народного, а чиновного помрачения. Рубль рухнул, а вместе с ним и остатки общественного доверия к власти. Одна из причин кризиса - в беспримерной "глухоте" и непоследовательности власти. Кажется, что президент Б. Ельцин сознательно идет на конфронтацию с обществом и практически всегда действует вразрез с общественными ожиданиями. Совсем недавно (март 1998 г.) россияне были не в восторге от отставки правительства Черномырдина, так как считали, что она "никак не повлияет на экономическую ситуацию в стране" (46%) либо "повлияет отрицательно" (11%). Но президент решил иначе и навязал обществу молодого премьер-министра. Затем сограждане сами поверили в Сергея Кириенко и вовсе не были предрасположены к его скоропалительной замене. И опять президент поступил "по-ельцински". Наконец, сегодня более половины россиян (55%) выступают против того, чтобы Виктор Черномырдин вновь возглавил правительство страны (9% относятся к этому положительно, 20% - безразлично, 16% - затруднились определить). Но и здесь гарант Конституции и выразитель воли народа не намерен считаться с мнением своих избирателей.
БН ИГРАЕТ СВИТА
ГЛУБОКИЙ политический и экономический кризис заставляет призадуматься: а чем руководствуется президент, когда принимает свои решения? Есть ли у Ельцина профессиональная команда? Не вызваны ли его ошибки элементарной некомпетентностью помощников и неэффективной работой администрации президента? Известно, что имиджем Ельцина занимается его дочь Татьяна. Но хорошая дочь - не профессия. Может ли Дьяченко помочь президенту советами, если не смогла сформировать свой собственный позитивный образ в массовом сознании? Любопытно, что только 5% россиян (август 1998 г.) относятся положительно к деятельности Татьяны Дьяченко на посту советника президента по имиджу, 21% - безразлично, 36% - отрицательно, 32% - ничего не знают о ее деятельности, а 6% - затруднились определить. Не лучше обстоят дела с народной любовью и у Валентина Юмашева - руководителя администрации президента. Только 2% опрошенных относятся положительно
к его деятельности, 16% - безразлично, 11% - отрицательно, 55% - ничего не знают о его деятельности, 16% - затруднились определить свое отношение. Более позитивно отношение к Сергею Ястржембскому - пресс-секретарю президента, деятельность которого одобряют 12% россиян. Что же касается самого президента Ельцина, то за прошедший год уровень общественного доверия к нему снизился с 11% (июнь 1997 г.) до 4% (сентябрь 1998 г.), 81% российских избирателей не доверяют Ельцину, а 15% - затрудняются определить свое отношение. Таким низким уровень доверия к президенту РФ не был никогда. Для сравнения можно указать, что Государственной Думе сегодня доверяют 12% россиян, а Совету Федерации - 11%. При этом беспрецедентно большое число избирателей (73%) считает, что для России было бы лучше, чтобы Ельцин досрочно ушел в отставку с поста президента, только 12% полагают, что для страны лучше, чтобы он остался на своем посту до выборов 2000 года, а 15% - затруднились определить свое мнение. К слову говоря, и нынешняя проблема общественного доверия, с которой сталкивается Черномырдин, возникла не только из-за реальных недостатков политики экс-премьера. Сыграла определенную роль и информационная атака, недальновидно проведенная командой президента против становящегося популярным лидера НДР. Кто ж думал, что вскоре придется "пить воду из того же колодца".
"ЭТИМ" НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ НО ВСЕ это, как говорится, полбеды. Главная нынешняя беда российского общества - не в плохих дорогах или неразумных чиновниках, а в том, что оно беззащитно перед психологической атакой, информационной манипуляцией. В условиях крайней эмоциональной неустойчивости, психологической внушаемости и конформизма самого народа, власти и деловых кругов любая группа политических временщиков или "денежных мешков" способна организовать панику на рынке, вызвать правительственный кризис, "свалить" экономику страны, эффективно вести психологическую войну против российского народа. За относительно короткий период и при минимальных возможностях даже российскому руководству и лидерам деловой "элиты", включая Центробанк (прежде не отличавшимся какими-либо "победами"), удалось посеять страх, панику, разочарование в одной из самых больших стран мира. И удерживать это психологическое состояние по сей день. Ясно,
что сегодня никто не знает реальной стоимости рубля. И тем не менее виртуальный блеф на валютном рынке превратился в неуправляемое чудовище, угрожающее окончательно раздавить экономику страны. Люди, державшие свои вклады в различных банках, в одночасье их лишились. Все эти псевдоторги по доллару воспринимаются россиянами как политика мародерства. Как сговор, стремление запугать и нажиться. Теперь-то уж точно у людей сформируется стойкое убеждение: "этим" нельзя верить ни при каких обстоятельствах. До сих пор считалось, что психологическая война может быть развязана лишь против государства-противника, но никак не против собственного народа. Но мы всегда отличались от других своими новациями.