15 июня на радиостанции "Эхо Москвы" прозвучал комментарий Андрея ЧЕРКИЗОВА. Он не бесспорен, но интересен своей оригинальностью и бескомпромиссностью. Приводим его на своих страницах.
НА МЕНЯ, видите ли, обиделись шахтеры, загорающие на берегу Москвы-реки возле "Белого дома". Что ж, быть в одной компании с Ельциным, Думой, правительством мне - в данном конкретном случае - не зазорно. И даже, я бы сказал, - не западло. И вот почему. Вопервых, вид здоровенных мужиков, болеющих "зеркальной болезнью" в последней стадии, которые держат плакаты "Боря, я хочу кушать!", - смешон.
Во-вторых, требования национализации угольной промышленности
- несерьезны: и бюджет не выдержит, и экономике никакой пользы, и оттого - шахтерам.
В-третьих, чем больше я наблюдаю за поведением шахтеров - и тех, кто лежит на рельсах, и тех, кто теперь разлеживается на чахлом газоне в Москве, - тем отчетливее я понимаю, что "шахтеры деградируют".
А с ними вырождается и само рабочее движение. Бесконечное заигрывание советских властей, коммунистической идеологии с рабочими привело, в конце концов, к тому, что ими
манипулируют все, кому не лень. Все те, кто преследует свои (конкретные - всегда, корыстные - временами) цели.
Посмотрите: здоровые мужики месяцами, которые складываются в годы, работают за бесплатно. Какой уважающий себя человек может такое себе позволить? Вы скажете: вот они и не позволяют! Стоп, не так. Они хнычут и скулят, жалуются и капризничают. Процитирую Анатолия Малкина, одного из руководителей авторского телевидения: "Что за рабство - лезть
в шахту, если знаешь, что тебе не заплатят? Как можно целый год позволять, чтобы тебе директор или бригадир дурил голову, не платил, видя, что у него рядом дом строится? Как можно, видя этих бандитов, которые его окружают, не понимать, что тебя обдурят? И что в результате? Ну сломают они сейчас или в следующий раз страну, все рухнет, введут войска, постреляют, все перевернется, все станут еще беднее. И это вместо того, чтобы подумать... Один шанс
есть у людей в России сейчас: ни на кого не надеясь, спокойно строить свое маленькое дело".
И Малкин приводит примеры шахт в той же Ростовской области, которые работают нормально, выгодно торгуют с Турцией, получают приличные деньги и "делают новую жизнь для себя и своей семьи".
ПОЧЕМУ шахтеры не могут у себя дома разобраться с ворами и бандитами, бездарными или мухлюющими управляющими? Почему они соглашаются класть живот свой, к сожалению, часто в буквальном смысле, оставлять жен - вдовами, детей - сиротами, добывая убыточный уголь, который еще и разворовывают их же нахлебники? Почему они не дают закрывать нерентабельные шахты и убыточные города?
Да потому, что ничего другого, кроме как долбать уголек на-гора, мелкого,
но до хрена, они не умеют. А обучаться чему-то новому, рисковать, пытаться отстаивать жизнь сызнова - не хотят.
Они - избалованные иждивенцы, заласканные когда-то гегемоны, которым психологически трудно изменять себя и вслед за собой - свою жизнь.
Но лень, однако, мать всех пороков. Нынче это понимают все больше и больше людей. И потому, господа шахтеры, вы, конечно, можете обижаться на кого угодно: на меня, на Малкина, на Уринсона, на Сысуева, на
Ельцина, наконец. Только одно все очевиднее: поддержка общества истончается на глазах, скукоживается, как шагреневая кожа.
От редакции. Было бы несправедливо винить во всех шахтерских бедах самих шахтеров. Нельзя отказать им в праве получить заработанные деньги. И уж, конечно, в 30-градусную жару люди пикетируют "Белый дом" не от хорошей жизни. Другой вопрос - решить проблему угольной отрасли бесконечными заба- стовками нельзя. Закрывать нерентабельные шахты все равно придется. Толь- ко делать это надо цивилизованно, без социальных потрясений.