Примерное время чтения: 6 минут
166

Журналиста заказывали?

ЧЕЛОВЕК любознателен. Хлебом его не корми, только дай что-нибудь про кого-нибудь узнать. Может быть, поэтому на телевидении жанр журналистского расследования собирает высокие рейтинги во всем мире. Но только в России теле-"расследователи" рискуют жизнью. Олег ВАКУЛОВСКИЙ, руководитель отдела журналистских расследований телекомпании ТВЦ, в этом жанре уже более 10 лет.

- Всевозможные расследования, особенно политические, стали сегодня "хитом N 1". Ни одного выпуска новостей не обходится без того, чтобы кого-нибудь в чем-нибудь не изобличили.

- Только зритель на это уже внимания не обращает. В эфир выходят не серьезные расследования, а "выбросы" нужной информации. Народ у нас сообразительный, и он уже начал соображать, где серьезный разговор идет, а где просто компромат "сливают".

- Вам часто звонят доброхоты, предлагая такую "жареную" информацию?

- И звонят, и приходят. Сперва "отфильтровываем" шизофреников, считающих, что они раскрыли все существующие заговоры в России. А затем начинаем проверять информацию. Мне пытались предложить якобы план перестройки экономики от коммунистов, в который входило все, вплоть до создания концлагерей. Предлагали очень серьезный компромат на Чубайса, но достаточно было внимательно все изучить, чтобы понять: это - ерунда! Выглядит вкусно, но если мы хотя бы один раз дадим сфабрикованную вещь - все, дальше я могу уже ничего не делать, мне просто никто не поверит.

- Что заставляет людей становиться вашими информаторами? Деньги?

- Кому-то и деньги платим, конечно. Правда, мы больших гонораров не обещаем.

Иногда у людей есть веские основания, чтобы поставлять нам информацию. Самый надежный вариант - следователи-оперативники. Когда следственно-оперативная группа ведет, к примеру, дело по коррупции и доходит до определенного этажа власти, им потихоньку начинают "крутить ласты", "перекрывать кислород". Оперативники понимают, что работать дальше не дадут, и им становится выгодно сделать скандал в прессе. После этого дело невозможно будет потихонечку прикрыть.

Второй вариант - человек боится, что вот-вот из него сделают козла отпущения - в банковском мире, к примеру. У нас же постоянно кто-то что-то ворует, пробегает с мешком со скоростью пули в одну сторону, в другую, и никто уже не понимает, кто именно у кого что упер. Человек, знающий что-то важное, предпочитает просто-напросто выкинуть информацию и не бояться, что его рано или поздно "уберут".

- Помимо информаторов наверняка есть и те, кто заинтересован в том, чтобы та или иная передача не вышла в эфир.

- Да. И звонят с угрозами, и деньги предлагают, и "сверху" мягко предупреждают, что вот этого и этого трогать не надо. Когда мы готовили передачу про секты, сайентологи у нас кассеты перед эфиром выкрали.

- А ситуации, связанные с риском для жизни, были?

- После выхода программы про наши неофашистские организации меня две недели привозили и увозили на работу под охраной отряда автоматчиков.

Но это - чисто русский колорит. Журналисты всегда были табу для криминала, даже в Чикаго в 30-х годах убийство журналиста считалось случаем из ряда вон. А у нас теперь - в порядке вещей. Как всегда, мы "помогли" криминалу всего мира отпустить тормоза.

- Это началось с убийства Влада Листьева?

- В этом деле до сих пор столько "белых пятен"! Не бывает такого, чтобы заказывали ведущего журналиста и об этом не было бы известно органам. Существует "биржа труда" киллеров, где есть свой "диспетчер" - он принимает заказ, ищет исполнителей и пр. А у РУОП, у МВД есть своя агентура, и об этом заказе им становится известно. Я не хочу раскрывать всю информацию, но знаю, что в определенных структурах еще за месяц до убийства Листьева было известно о том, что оно готовится. Если надо, такое убийство возможно предотвратить. Значит, тогда кому-то нужно было привести общество в шоковое состояние, чтобы, используя этот шок, решить свои дела.

Но я, честно говоря, уже устал от политико-криминальных разборок и душу отвожу на расследованиях исторических.

- Например?

- Неизвестная история Третьего рейха. Есть версия, что Вернер фон Браун (он разработал "Фау-2" и т. д.) вообще-то родом из Советского Союза и Королев в свое время просто не принял его проекты. Или организация СС "Аненербе", которая изучала оккультизм. У меня есть уникальный материал о том, какие работы в этой области велись на территории нашей страны.

Собираюсь снять вторую серию про Александра Солоника. Слишком много в этом деле вещей, вызывающих сомнение. Начиная с процесса опознания - скажите, как можно опознать труп, который наши руоповцы тащили крюками по асфальту лицом вниз? И заканчивая тем, что Солоников, вернее, Владимиров Кесовых - именно под этим именем Солоник зарегистрировался в Греции, было два. Один жил на вилле в Лагонисии, где и произошло убийство. Второй Кесов, о котором все стараются не помнить, жил в муниципальном домишке с женой и детьми (которых у Солоника вроде бы никогда не было). А у нас лежит кассета с записанными интервью, где соседи по дому узнали в фотографии "того русского парня, который у нас тут жил и с женой все время ссорился".

У него вообще биография крайне странная. Он сперва был милиционером, причем с показателями ниже среднего - рукопашным боем не владел, по стрельбе в тире показатели на слабую тройку. Потом он на три года пропадает, и вдруг появляется Солоник, в совершенстве владеющий рукопашным боем, стреляющий налево и направо, не глядя и попадая точно в цель. Просто персонаж из сериала - яхты, девушки, спецагенты!

Вообще я считаю, что после второй серии он должен был, как честный человек, позвонить по телефону и сказать: "Большое спасибо, мне очень понравилось". И совершенно не удивлюсь, если все так и произойдет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно