Примерное время чтения: 8 минут
105

Нищие боги

Сколько стоит стать актером?

В Школе-студии МХАТ - 2000 долл. год

В Театральном училище им. Щепкина - 4000 долл. год

В Театральном училище им. Щукина - 2500 долл. год

В РАТИ (ГИТИС) - 2500 долл. год

Во ВГИКе - 2200 долл. год

Чего стоит быть актером?

Воспользовавшись артистами, интригабельным и расчетливым умом, Чек (В. Плучек. - Ред.) выплыл на поверхность - ему удалось возглавить Театр сатиры. Власть стала отравлять его незаметно, как угарный газ. Кучка преданных артистов превратилась в подданных. Теперь вместо дружбы в кабинет главного режиссера несли кто сервиз, кто собственное тело, кто кольцо с изумрудом, кусок курицы, тортик, селедку. Все это приносили, чтобы за все это получить роль! Рольку! Ролишку! Ролишечку!

Его жена страстно полюбила дань. Когда в театре, а она постоянно бывала в театре, проходила по второму женскому этажу, все актрисы переворачивали свои кольца внутрь ладони и бежали врассыпную: если она кого-нибудь настигала, вцеплялась в ювелирное изделие и с репликой: "Мне нравится!" - снимала с пальца кольцо и была такова.

Для каждого артиста была создана своя тактика растления: у каждого было больное место. Растление доносами, когда ползли к нему в кабинет и доносили, кто с кем переспал, кто пукнул, кто что говорит. Растление блудом - намекнуть на роль, и артистки, толкаясь локтями, рвутся в кабинет, на четвертый этаж, расстегивать ширинку, до дивана аж не успевали добраться. Принесла артистка дань, и ей надо дать роль в идущем спектакле вместо другой артистки.

(Из книги Т. Егоровой "Андрей Миронов и я")

Моя дочь третий год собирается поступать в театральное училище. Два предыдущих провала для нее ничего не значат. А ведь время-то уходит. Подскажите, что делать? Никакие мои уговоры уже не действуют.

Ирина С о с н и н а

Акт первый

ЛУЧШЕ всего, уважаемая Ирина Сергеевна, не препятствовать желанию дочери. Если она действительно хочет стать актрисой, она ею обязательно станет - пусть не в этом году, так в следующем. Например, обладательница кинопремии "Ника" за 1999 г. известная актриса Нина Усатова поступила в театральное училище только на седьмой год. На что жила эти годы? Работала на Боровской текстильной фабрике. Или другой пример - актриса Театра под руководством Олега Табакова Евдокия Германова. Дусю категорически отказывались принимать в театральный вуз на протяжении трех лет, все это время девушка трудилась на московском заводе "Красный калибр". Но ее упорство и, разумеется, талант сделали свое дело, и Германова стала студенткой ГИТИСа. Впрочем, упорство и талант не всегда играют решающую роль. Не стоит забывать и о такой штуке, как элементарное везение. Девочка Таня Окуневская, будущая кинозвезда Советского Союза, думать не думала, что станет актрисой, и видела свое будущее в архитектурном институте. Однажды, когда она с подругами прогуливалась по Никитскому бульвару, к ней подошел незнакомый мужчина и задал великий вопрос, изменивший не одну судьбу: "Девочка, хочешь сниматься в кино?" Разумеется, девочка хотела сниматься в кино и после разговора с родителями приняла приглашение незнакомца, оказавшегося режиссером Луковым.

Другое требование к поступающим - быть уверенным в себе и добиваться своей цели изо всех сил. Чулпан Хаматова начинала учиться в Казанском финансовом институте, но вдруг захотела стать актрисой. Пошла на специальные курсы (чтобы оплачивать свою учебу, даже сдавала в ломбард серебряные ложки из домашнего буфета), а потом приехала в Москву и поступила в ГИТИС. Сегодня имя Чулпан неизвестно только жителям глухой сибирской деревушки.

Процентов 90 из поступающих в театральные училища делают это ради единственного и в общем-то вполне естественного желания - прославиться. Каждый абитуриент и уж тем более студент РАТИ (бывшего ГИТИСа), Школы-студии МХАТ, Щукинского или Щепкинского училищ (или Щуки и Щепки, как их называют сами студенты) видит себя будущим, скажем, Смоктуновским и Гундаревой, чьими портретами будут оклеены все улицы. Но при этом ребята забывают, что, даже поступив в заветный вуз и став актером, попасть в труппу хорошего столичного театра очень и очень сложно. Выпускника Школы-студии МХАТ Олега Басилашвили не хотел брать ни один московский театр, поэтому начинать свою актерскую жизнь Олегу Валериановичу пришлось в провинции. Но тогда были совсем другие времена.

Акт второй

СЕГОДНЯ же счастливчикам, зачисленным в труппу, например, знаменитого Малого театра, надо быть готовым к зарплате в 300 руб. Во МХАТе им. Горького начинающие актеры получают 500 руб. Так что, собираясь посвятить жизнь театру, надо в первую очередь быть готовым к, мягко говоря, небогатому житью-бытью.

Если посмотреть на судьбу актеров знаменитых (то есть тех, кому с точки зрения сегодняшних абитуриентов несказанно повезло), то назвать ее легкой и суперблагополучной тоже никак нельзя. Любимца публики Бориса Новикова родственникам было не на что похоронить. А замечательный актер Владимир Ивашов, создавший потрясающий образ русского солдата в "Балладе о солдате", был вынужден в конце жизни работать на стройке. Единственным средством к существованию для Люсьены Овчинниковой были деньги, получаемые за сдачу квартиры в аренду.

Среди сегодняшних кино- или театральных звезд тоже трудно найти более или менее состоятельного человека! Почему? Да потому что заработать актерством в нашей стране невозможно! Прошлой зимой около Дома кино мне встретилась Татьяна Самойлова, сыгравшая в свое время Анну Каренину и Веронику в фильме "Летят журавли". Одета Татьяна Евгеньевна была в старую шубу и разбитые кроссовки. Проходивший мимо мужчина не удержался и громко сказал: "Вы ее узнали? Что с ней стало! Разве она заслужила такую жизнь?!"

Так что, подавая документы в театральные училища, нужно готовить не только басни и отрывки из прозы, но и настраиваться на полунищенское (будем называть вещи своими именами) существование. К тому же интриги, зависть, сплетни имеют к актерам самое непосредственное отношение. Лучший учебник по закулисной жизни - книга актрисы Татьяны Егоровой "Андрей Миронов и я", в которой она без прикрас показывает, какой ценой достаются роли и как часто ради них актерам приходится переступать через себя.

К тому же люди, отдающие себя театру и кино, из-за элементарного отсутствия времени почти не имеют личной жизни. Одиночество - верный спутник по-настоящему талантливых личностей. Художественный руководитель МХАТ им. Горького Татьяна Доронина главной ошибкой считает то, что однажды свою личную жизнь она поставила выше театра и покинула Ленинград ради Москвы. Сегодня, по словам Татьяны Васильевны, она исправляет эту ошибку.

Единственное, чем сегодня заполнена жизнь замечательной актрисы, - это театр и книги. Те же, для кого семейные ценности важнее работы, как правило, уходят из искусства. Именно так поступила Елена Проклова, расставшаяся после рождения ребенка с театром и кино. Знаменитая "Раба любви" Елена Соловей ради благополучия детей покинула Россию и уехала жить в Америку, где ее безусловный актерский талант так и не востребован.

Аплодисменты

ТАК ЧТО каждый выбирает себе такую жизнь, какую он хочет. Один мой знакомый, работавший в преуспевающей фирме и получавший восемьсот долларов в месяц, неожиданно для всех захотел стать актером. Два года он безуспешно пытался поступить в училище. Только с третьей попытки его приняли на хозрасчетный курс (иначе говоря, платный). Правда, учитывая незавидное экономическое положение студента (с работы ему ради учебы пришлось уйти) и его способности, руководство курса "пробило" для него одно бесплатное место. Стипендию он тоже, разумеется, не получает. Первые месяцы он тратил накопленные деньги, а сейчас живет почти что святым духом, питаясь один раз в день бесплатной овсяной кашей, которую в обед дают студентам ГИТИСа. Но при этом вовсе не выглядит несчастным и своим житьем-бытьем, кажется, доволен.

Хотя встречаются среди актеров люди, покидающие сцену ради бизнеса. Самый яркий пример - актер Арчил Гомиашвили, известный зрителю по роли Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая "Двенадцать стульев". Будучи не очень успешным актером театра "Ленком" (при этом, правда, приезжая на работу на собственном "Мерседесе"), Гомиашвили ушел из театра и занялся ресторанным бизнесом. Сегодня он весьма обеспеченный человек и о своем уходе из актерства ничуть не жалеет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно