Примерное время чтения: 4 минуты
53

Привет, немытая Россия!

РУССКО-французский фильм "Восток-Запад", скорее всего, будет иметь успех и в России, и во Франции. И не только потому, что это громкий проект. И не только из-за именитого режиссера Режиса Варнье и участия Олега Меньшикова и Сергея Бодрова, Сандрин Боннэр и Катрин Денев. Французы, приняв с экрана адреналинчика и израсходовав дежурный запас сантиментов, порадуются в конце концов за свою страну, такую правильную, уютную и демократичную, и за ее замечательных жителей, которые такую прекрасную страну построили.

Большинство русских, скорее всего, первые 20 минут будут подавлять в себе желание выйти из зала и как следует выпить с горя. Но - только первые 20 минут. Потому что контраст между Западом и Востоком поначалу бьет в глаза, если не сказать плюет в душу. А русский человек - он же независимо от возраста любопытный, как ребенок. И хотя ему, как Ваньке Жукову, мордой матушки-России образца 46-го года тычут прямо в харю, и без того уже изрядно замурзанную, все-таки интересно: а чем кончится?

К кошмару экранной жизни героев он довольно быстро привыкает - в отличие от этих самых героев он ведь не жил во Франции, ну разве что съездил разок и потом полгода делился впечатлениями. Тем более что жизнь в сегодняшней России с приобретением демократических свобод намного слаще не стала. Но ненамного-то стала, и можно вздохнуть облегченно и подумать: слава богу, не сорок шестой на дворе... И порадоваться не меньше, чем те самые французы, например, тому, что сегодня - если ты, конечно, при деньгах - уехать во Францию можешь в любой момент. А если захочешь вернуться и поцеловать родную землю, тебя, скорее всего, не посадят в лагерь, не нашпигуют свинцом и не завербуют в компетентные органы.

Русский врач Алексей Головин (О. Меньшиков) в сорок шестом вернулся в Россию с женой-француженкой (С. Боннэр) и маленьким сыном. И ему довольно быстро и внятно объяснили, куда он приехал и кто он вообще такой. И что будет с его семьей, если этих объяснений окажется недостаточно. Головин вроде бы смирился, все понял, все принял и сделался образцовым "совком". Так считали все, даже его любимая жена Мари...

Тема достоинства, внутреннего стержня, который может гнуться, как угодно, но ни за что не сломается, - "конек" Меньшикова. "Дюба-дюба", "Кавказский пленник", "Сибирский цирюльник", "Мама" - ну не желают его герои быть жертвами обстоятельств. Они могут принимать эти обстоятельства внешне, подчиняться им, понимая, что плетью обуха не перешибешь. Но стоит ослабить хватку - и окажется, что меньшиковский герой собран, как кошка, и готов к прыжку. Алексей Головин готов к прыжку каждую минуту, но главное - жена и сын. Сначала должны прыгнуть они. А он им поможет, он все подготовит, но им не скажет: они слабее, они не могут вот так - затаиться и ждать...

Фильм "Восток-Запад" сделан очень талантливыми людьми. И сделан качественно - иначе не вызвал бы такого эффекта. Когда выходишь из кинозала, думаешь: ну зачем?! В Чечне ребят гробят, в Совете Европы - мордой об стол, бюджет - как тришкин кафтан, что семейный, что государственный. "Немытой России" вслед за Лермонтовым так хочется сказать "прощай", а тут говорят: "Привет!" Ты живешь, как на вулкане, думаешь: "Что же мы за нация такая, что же мы с собой позволяем вытворять?" Но все-таки надеешься на авось, на доброго царя или еще на какой Божий промысел, а тебе так не вовремя самую больную болячку расковыривают...

А может быть, как раз вовремя?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно