КАК ВЕСЕННИЕ ласточки, уже лет десять разлетаются по миру наши шоп-туристы - неистребимое племя, закаленное в борьбе с таможней, пережившее и скачки налогового давления, и нехватку "витамина Д", содержащегося, как всем известно, в приятно шуршащей "зелени"...
ПЕРВОПРОХОДЦЫ - "сокращенные" инженеры и бывшие кадровички - сначала рванули в Китай и Турцию, переплюнули в умении торговаться греков, научили русскому языку арабов в Эмиратах и, наконец, как суворовские полки, прорвались через Альпы, тысячами скупая на итальянских фабриках "эксклюзивные" модели. Самые продвинутые "челноки" добирались до Парижа в сезон распродаж и приобретали уцененные вещи - лишь бы на ярлычке было волшебное слово "France".
А мы все это покупали. На гигантских московских барахолках рассасывался баул за баулом, тюк за тюком. Изголодавшийся по броским недорогим вещам рынок поглощал их в огромном количестве. Сейчас, единодушно утверждают ветераны шоп-туризма, москвичи насытились, им нужен не вал - их интересует качество. И они уже готовы за него платить. Если еще несколько лет назад реальная цена, за которую можно было продать женский костюм или платье где-нибудь кроме дорогого бутика, была до 50 долл., то сейчас продавцы смело выставляют 100, а то и 200 долл. Речь, конечно, не об элитных магазинах, специализирующихся на высокой моде, а о самом настоящем ширпотребе. Или, если коробит от замызганного слова, - о моде улиц.
Надо сказать, что и шоп-туристов, которые, не покладая рук, снабжают московский рынок вещей, стало заметно меньше. Естественный отбор отсеял неспособных к торговле, а оставшиеся крепкие бизнесмены и в основном бизнес-вумены (пардон за слово) покупают оптовые партии для своих многочисленных "точек", от прилавков и павильонов на вещевом рынке до бутика в центре. Особую группу, по свидетельствам опрошенных турагентов, составляют люди, выезжающие за одеждой для себя, в крайнем случае - для родных и близких. Это те самые дамы, которые вздыхают: "Разве в Москве можно прилично одеться? Вот я, например, одеваюсь только за границей..."
Ясно, что это народ, избалованный цивилизованной торговлей. Требуют, чтобы им упаковали и доставили товар, в дешевых отелях не селятся, разбираются, какая коллекция последняя и сколько должна стоить. "Фабриканты в Париже говорят, что русские клиенты - одни из самых требовательных, - рассказала Надя Лафон, русская по происхождению и француженка по паспорту. В Москву она прилетала на пару дней на туристическую выставку и о шоп-туризме в столице моды знает все, поскольку работает там в специализированной фирме "Комплекс Интернасьональ". - Русские стараются покупать товар на фабриках, у производителей, чтобы не платить НДС, а во Франции он, между прочим, больше 20%. Поэтому фирменные вещи в Москве сейчас лишь немногим дороже, чем в Париже. С шоп-туристами здесь работают примерно пять тысяч фабрик. Конкуренция огромна, и они не пытаются продать старье. Да это и бесполезно: к нам приезжают серьезные люди, нередко сами владельцы магазинов, торговых комплексов".
Надя категорически против слова "барахолка". То, что она видела в некоторых павильонах, по ее мнению, далеко не "барахло", а вполне достойные вещи. Наверное, не на всех московских рынках была французская гостья. Некоторые, особенно окраинные, за последние годы ничуть не изменились. Покровский, с его рядами, забитыми джинсами неизвестного происхождения, Петровско-Разумовский, увешанный коврами... Вьетнамские ярмарки, снабжающие москвичей (а больше гостей столицы) дешевыми тряпками на час. Кое-какие вещевые рынки пострадали из-за политической ситуации. Поговаривают, что рынок на стадионе ЦСКА с самого начала контролировали чеченцы - и с осени на нем проходили бесконечные проверки, облавы и обыски. Естественно, рынок, куда раньше ездили любители штучных симпатичных вещичек, уже не тот, что раньше. Как мы уже сообщали, вещевые рынки со стадионов вообще уберут - года через два. Или они сами отомрут за ненадобностью. Их вытеснят цивильные торговые комплексы с зеркалами и примерочными кабинками - вроде "Савеловского", "Университи"... А, может быть, по карману станут такие конгломераты бутиков, как "Охотный ряд", "Галерея Актер", "Люкс", "Наутилус". Одежды хватит на всех - хватило бы на нее покупателей.