ИТАК, вторым Президентом России избран Владимир Путин. А вместе с ним в третий раз - после 1991 и 1996 гг. - победил и первый президент - Борис Ельцин. Ведь это он, перебрав и "прощупав" не одного "преемника", остановил свой выбор на молодом и решительном петербуржце, директоре ФСБ. И чутье его не обмануло. 26 марта успешно завершилась грандиозная операция по передаче власти, начатая 9 августа и продолженная 31 декабря прошлого года.
Как "АиФ" выиграл выборы
ПРИЯТНО отметить, что наш еженедельник вновь очень точно предсказал результаты голосования, и особенно - тройку лидеров. Достаточно вспомнить коллажи на первой полосе "АиФ" в N 52 (1999 г.) и N 12 (2000 г.). Красноречивее любых аналитических выкладок они утверждали: "на троих" сообразят именно В. Путин, Г. Зюганов и Г. Явлинский.
Что касается лидера коммунистов, то о наличии "красной" альтернативы кандидату Кремля мы написали еще в середине февраля (N 7, стр. 4). Между тем даже в администрации президента никто в ту пору не воспринимал Зюганова как серьезного соперника. А он, как мы и предсказывали (см. также N 11, стр. 4), сумел набрать без малого 30% голосов, что всего на 2% меньше результата, полученного им в 1996 г. Прогнозируя успех Зюганова, мы опирались на обширную редакционную почту. Так оно и вышло: расклад читательских предпочтений фактически предвосхитил итоги выборов. Это немудрено: "АиФ" - газета для всех, нас читают приверженцы всех политических взглядов: и путинцы, и зюгановцы, и "яблочники", и др.
Кстати, предвидели мы и относительную неудачу Г. Явлинского. В том же N 11 наш автор политолог Игорь Бунин говорил о стратегической ошибке лидера "Яблока", которая не позволит ему набрать больше 7-8% голосов. Вообще же, если говорить о цифрах, весьма точный прогноз результатов голосования был дан в N 12 "АиФ" в статье Нугзара Бетанели. Напомним, что
В. Путину мы предсказали победу с 51,4% голосов (реально он получил 52,6%), Г. Зюганову обещали 32,4% (29,3%), Г. Явлинскому - 6,5 (5, 8%).
Тройной удар
ЧТО ДАЛО возможность Путину победить с первого захода? Первый важнейший шаг был сделан, когда с помощью интриг и закулисных переговоров от предвыборного забега удалось отговорить Е. Примакова. Дело в том, что он мог стать единым кандидатом левых на должность президента. Г. Зюганов при таком раскладе готов был занять пост премьер-министра.
Второй тактической победой Кремля стало выдвижение в кандидаты А. Тулеева. Если в 1996 г. кемеровский губернатор подстраховывал Г. Зюганова, то теперь, наоборот, подтачивал его электорат, создавал впечатление разброда в левопатриотическом лагере и тем самым объективно работал на фаворита.
Наконец, третьим слагаемым успеха стало вовремя заключенное перемирие с Ю. Лужковым. Если бы не довольно весомая поддержка москвичей, составляющих 9% всех избирателей, второй тур оказался бы неминуем. Но Путин пошел наперекор советчикам от "семьи", которые на дух не переносят московского мэра. За два дня до выборов, спустившись вместе с Лужковым в метро, и. о. президента дал ему понять, что не хочет продолжать давнюю вражду. Характерно, что в своей последней авторской программе на канале ОРТ С. Доренко даже не заикнулся о мэре столицы. Кстати, мы не без гордости можем сказать, что наведение мостов между Кремлем и Тверской, 13, произошло не без помощи "АиФ". И мы рады, что эти (в том числе и невидимые читателю) попытки примирить двух самых могущественных политиков страны увенчались успехом.
Вообще, уже не раз новый президент поступает вопреки симпатиям доставшейся ему в наследство команды во главе с А. Волошиным. Так было в случае с Лужковым, точно так же, вопреки "семье" (и прежде всего Б. Березовскому), он, вероятно, поступит и с Е. Примаковым.
Но, вне всякого сомнения, важнейшую роль в победе В. Путина сыграла его команда. За короткое время и. о. президента удалось создать уникальный сплав из политологов (Г. Павловский), дирижеров электронных СМИ (К. Пономарева), чиновников, "силовиков", земляков и друзей. Администрацию президента представляли А. Волошин, В. Сурков, Д. Медведев, правительство - С. Шойгу и Д. Козак, Госдуму - Б. Грызлов, первого президента с опытом выборов 1996 г. - Т. Дьяченко и В. Юмашев. С. Иванов и Н. Патрушев обеспечили интеллектуальную и оперативную поддержку силовых структур. "С огоньком" работали доверенные лица, например, почти во всех поездках Путина сопровождал глава "Газпрома" Р. Вяхирев. Четко действовали лидеры большинства регионов. Конечно, очень важную роль, как в формировании прокремлевской Думы, так и эффективной команды второго Президента России сыграл Б. Березовский.
Опыт создания и работы предвыборного штаба, безусловно, будет использован
В. Путиным при формировании администрации президента и нового правительства.
Президент всех россиян
СТАВ вторым по счету президентом, Путин вместе с тем оказался и первым подлинно общенародным лидером. Ведь Ельцин - и он этого никогда не скрывал - искал понимание и поддержку в основном у некоммунистической части общества. А Путина поддержали не только демократически настроенные избиратели, но и многие сторонники левопатриотической идеи, жители "красного пояса". С одной стороны, это дает ему некоторое преимущество, но с другой - заставляет задуматься. Как формировать правительство, куда двигать экономику, чтобы не разочаровать ни правых, ни левых?
По мнению наших аналитиков, правительство Путина могло бы на две трети состоять из нового поколения реформаторов, а на треть - из хорошо знакомых лиц, которые послужат своеобразным "мостиком" из прошлого в постъельцинскую Россию. Речь идет о наиболее способных деятелях левой оппозиции. По некоторым сведениям, переговоры с коммунистами на эту тему начались задолго до выборов. Тогда В. Путин договорился с В. Купцовым, считающимся правой рукой Зюганова, о том, что власть и КПРФ не будут "мочить" друг друга. Коммунисты слово сдержали и теперь вправе рассчитывать на "царские дары". По слухам, в правительство от них могут войти такие персоны, как И. Мельников (министр "науки и образования"), С. Глазьев (министр экономики) и Г. Семигин (вице-премьер). Обсуждался вопрос, не отдать ли зюгановцам и пост министра обороны, чтобы разделить с ними в глазах населения ответственность за Чечню. Пока наиболее вероятным преемником И. Сергеева считается А. Квашнин, кстати, вполне устраивающий левых.
Главой ФСБ, скорее всего, останется Н. Патрушев. Если же говорить о должности премьера, то основными кандидатами на этот пост считаются М. Касьянов и А. Кудрин. Впрочем, ходят разговоры об "очень заманчивом предложении", которое якобы хотят сделать хабаровскому губернатору В. Ишаеву.
Глава администрации президента А. Волошин после инаугурации, которая пройдет, скорее всего, 5 мая, может уйти в отставку. Вероятно, его сменит секретарь Совбеза С. Иванов, которому, по выражению одного из кремлевских сотрудников, президент "беспредельно" доверяет. Однако Волошин, как утверждают, обставил свою тихую отставку "без скандала" условием - назначить его на место Р. Вяхирева в "Газпром" или на место А. Чубайса в РАО "ЕЭС".
С уходом Волошина многое может измениться и в карьере его давнего недруга - Е. Примакова. Говорят, Евгений Максимович уже летом будет назначен руководителем Группы аналитиков по стратегическому планированию при президенте. Как говорят, Примаков хочет прийти в Кремль со своим вариантом программы развития страны и стать этаким "российским Дэн Сяопином" - старшим советником при молодом и горячем президенте. Правда, неясно, что тогда делать Б. Ельцину.
Так или иначе, борьба за "близость к телу" обещает развернуться нешуточная. И будет любопытно наблюдать, какую модель управления Путин построит. В отличие от Ельцина, он никогда не работал секретарем обкома и не привык быть "царем", вокруг которого гнет спину и стелется разношерстная свита. Путин - технократ, привыкший за годы службы в органах подчиняться, следовать инструкции, "внутреннему распорядку", как он сам выражается. А тут вдруг на голову свалилась шапка Мономаха. И не исключено, что поначалу он будет лично хвататься за все дела, пытаться разрешить все проблемы, не доверяя окружению. Но в таком режиме долго прожить нельзя - никакого здоровья не хватит. Постепенно он все равно окружит себя "серыми кардиналами" и советниками. Главное, чтобы они не занимались одними интригами, а больше думали о стране.