В 80-Х ГРУППА "Диалог", основанная юбиляром, играла сложный арт-рок на стихи Арсения Тарковского и представляла СССР на зарубежных фестивалях. После распада коллектива Брейтбург перешел в статус автора песен, коих сегодня в его каталоге более 300. С его "Голубой луны" и "Щелкунчика" у Б. Моисеева начался новый этап в карьере, а Ф. Киркоров "стрельнул" хитами "Килиманджаро" и "Радио-беби". Наконец, с песен Брейтбурга дебютировал квартет "Премьер-министр" и участники телепроекта "Народный артист", в котором композитор выступил в качестве музыкального продюсера. Перед торжеством, которое намечено на 13 февраля в Кремле, композитор дал интервью "АиФ".
- ПОЧЕМУ сегодня авторов песен перестали волновать серьезные темы?
- Меня это тоже расстраивает. Я воюю с авторами текстов. Но, с другой стороны, мне говорят: "Парень, остынь! Послушай, что звучит вокруг: "Я беременна - это временно", "Подождем, твою мать", "Черный бумер" и т. д.". Дешевка, музыка киосков и платных туалетов. Страна постоянно живет в каком-то мрачноватом тумане, люди беднеют - и им действительно не до музыки. Часть роет землю, чтобы как-то выжить, а часть просто руки опустила и ведет расслабленный образ жизни, потихоньку спиваясь. Серьезная музыка не нужна, поэтому "Черный бумер" сегодня - номер один.
Я ничего не хочу сказать плохого про Верку Сердючку. Данилко - замечательный артист. Но я с ужасом наблюдаю - этот жанр поднимается как некое знамя культурного прорыва. И ему уже начинают подражать. Когда тот же Максим Фадеев пишет песню "Жениха хотела, вот и залетела", я уже не понимаю - это прикол или коммерческий ход? Где грань, за которой заканчивается компромисс и начинается откровенная сермяга, проще говоря - халтура?
Свадебный "компот"
- МУЗЫКА у Сердючки очень банальная. Чем же она (или он) сумела покорить широкую публику?
- Это такой украинско-молдавско-еврейский свадебный компот, в котором сварены и "Семь сорок", и "Купите бублики", и "Ты ж мене пидманула"... Это работает, потому что на таких песнях зиждется массовая сельская культура. Лет в 16-17 мы играли такую музыку на свадьбах, чтобы заработать на первые гитары. Данилко просто подхватил этот пласт вторичной музыки и за счет своей харизмы "продавил" ее на телевидение и радио.
- Думаешь, у людей нет потребности в более серьезной музыке?
- Тот, кто ищет серьезную музыку, все равно ее находит, через Интернет например. Сейчас рынок дисков огромный (чего не было в советские времена). Своим существованием мы (я имею в виду прежде всего "Диалог" и "Автограф") в те времена компенсировали отсутствие на нашем рынке западной музыки, которая просто до нас не доходила, - "Дженесис", "Йес" и т. д. Хотя серьезные работы "Диалога" в советские времена тоже не издавались на пластинках.
Сегодня ситуация ничем не лучше. Но если раньше это диктовалось идеологическими соображениями, то сейчас - сугубо коммерческими. Люди думают: а вдруг мы сейчас вложимся в серьезную работу и ничего на ней не заработаем?
- Но почему на Западе и легковесная Бритни Спирс, и интеллектуальные ребята из группы "Ю-Ту" продают альбомы миллионными тиражами? Может, все дело в уровне таланта?
- Имеет значение скорее среда обитания и культурный фон, на котором развивается современное массовое искусство. На Западе никто искусственно не навязывает спрос на "Ю-Ту". Должны были появиться "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Ху", "Пинк Флойд" и масса других команд, которые создали предпосылки для того, чтобы в какой-то момент группа "Ю-Ту" стала популярной и начала продавать альбомы миллионными тиражами. На Западе переход от музыки Чака Берри к "Ю-Ту" был абсолютно естественным. Я сам был свидетелем того, как на концерте Чака Берри в Лондоне подростки и седовласые старцы танцевали на креслах и вместе куражились. Сложно представить, какой наш артист сможет зажечь и тинейджеров, и стариков одновременно...
Рок - отстой?
- В РОССИИ, к сожалению, происходит не эволюция, а бесконечные революции. В середине 80-х пришла плеяда групп - "ДДТ", "Аквариум", "Алиса", которые начали отрицать все, что было до них. Они даже "Машину времени", превратившуюся в филармонический коллектив, считали "отстоем". Прошло время, и о вышеперечисленных рок-коллективах стали говорить: это фуфло. Мол, они играют не рок, а бардовскую песню, облеченную в рок-н-ролльную форму. Получается, что каждое новое поколение, самоутверждаясь, отрицает то, что было раньше. На мой взгляд, это глупо.
- Твоя "Девочка с Севера" заняла на "Евровидении" всего лишь десятое место. Почему не получилось у тебя и получилось у Русланы?
- "Девочка с Севера" - классическая бойз-бендовская песня, которая ничуть не хуже песен, участвовавших в конкурсе. Думаю, что ребята из "Премьер-министра" просто переволновались, и отчасти номер был не настолько ярким. А победа Русланы на "Евровидении" была обеспечена несколькими факторами. Безусловно, один из них - политический. Я вижу прямую цепь событий: первое место Русланы на "Евровидении", победа проевропейски настроенного Ющенко на выборах. И вот уже в мае вся Европа пожалует в Киев на "Евровидение". У Русланы к тому же был яркий сценический номер. Хотя сама песня неяркая, незапоминающаяся.
На "Евровидении", чтобы запомниться, должен быть расчет на психологическое восприятие, а не на музыкальное. Нужно устраивать на сцене чудеса, иллюзион. В этом году я тоже написал песню-заявку "Балалайка" для "Евровидения", которую спели Чумаков и Панайотов.
Анекдот в тему
Очередную партию фальшивых звезд обнаружили компетентные органы на "Фабрике звезд". Отличить подделку было крайне трудно: фальшивки, как и настоящие звезды, не умеют петь, хамят и ругаются матом.