Многие понимают это слово буквально: авто - стоп. Этакое длинное-длинное шоссе, на котором стоят волосатые молодые люди и голосуют. Потому что... да потому что денег у них нет или делать нечего. На самом деле автостоп, особенно на Западе, - это не только средство передвижения, но и часть культуры, можно даже сказать, образ жизни. У автостопа есть и своя история, и свои традиции, и даже своя идеология.
НАЧАЛОСЬ все в легендарные шестидесятые. Именно тогда битники с калифорнийского побережья дали мощный толчок этому движению. Сначала автостоп был лишь вынужденным способом тусоваться по стране, когда в кармане тишина. Но скоро у него появились и первые идеологи - поэт Ален Гинзберг и писатель Джек Керуак, чей роман "На дороге" стал Библией автостопщиков. Потом об автостопе стали не только писать, но и петь- вспомните "Однодневное путешествие" "Битлз" или "Путники в ночи" Джима Моррисона. А после студенческой революции 1968 г. молодежь вышла и на европейские дороги. Появился особый этикет и снаряжение автостопа: дощечки с надписью городов, чтобы водители видели, по пути им или нет, рюкзаки, из которых можно сделать скамеечку. И даже были попытки легализовать движение - до сих пор во многих странах действуют ассоциации вольных автостопщиков, члены которых обязаны помогать своим коллегам во время их путешествий и, разумеется, пользоваться ответным гостеприимством.
Но сегодня движение на Западе выдыхается: слишком много появилось молодых людей на собственных "колесах". Автостоп стал уделом либо самых отъявленных бездельников, либо неисправимых романтиков. Зато грядет новая волна любителей дешевых путешествий и теперь уже из России. Причем широких просторов Родины нашим автостопщикам уже не хватает. Все чаще можно встретить на немецком автобане, французском сторуте и даже американском хайвее молодых романтиков с русским акцентом.
ЧТО ЖЕ нужно, чтобы свободно и безнаказанно путешествовать за границей? Прежде всего - виза. Нашу границу приходится пересекать по всем правилам. Польско-германскую, если хочешь, можно легально, не хочешь - тут есть два варианта: либо полагайся на везение, на способность твоего языка заговаривать чужие зубы, либо лови перед границей грузовик. К дальнобойщикам на таможне совсем другие требования - больше смотрят на груз, чем на пассажиров. Что же касается других европейских границ, то они и на границы- то не похожи -так, веревочки. Между Бельгией и Францией, например, стоит высокий негр в униформе и говорит вам: "Здравствуйте". И все.
Также необходимо знание языка, хотя бы английского. Дело в том, что ваш язык, ваше умение развлечь собеседника - это своеобразная плата за проезд. Ведь хозяин машины берет вас с собой не только из чувства сострадания. Отмахав сотни километров в полном одиночестве, он помирает от скуки. А случайный попутчик удачно заменит ему телевизор.
Деньги? Деньги, конечно, нужны. И если вы ненаходчивы, то денег нужно много. Если же в вас есть авантюристская жилка, то расходы можно свести до минимума. Например, Максим, мой знакомый автостопщик, съездил в Париж и обратно за девять долларов, четыре марки и триста рублей (два года назад), а его коллега Сергей выбрал себе в спонсоры завод "Кристалл", объездив всю Скандинавию на деньги, которые он выручил, продав на финском рынке две бутылки водки. Надо просто уметь располагать к себе людей. Это не только оставит вам множество приятных воспоминаний и интересных знакомств, но и благотворно отразится на вашем бюджете, ведь попавший под ваше обаяние попутчик почтет за удовольствие угостить вас в ближайшем баре и даже пригласить к себе домой. Но лучше все-таки приготовиться к тому, что придется подрабатывать. Тот же Сергей, например, проколесив по американским дорогам пятнадцать тысяч километров, овладел, как минимум, тремя новыми профессиями.
Ну и наконец, для автостопа нужны железные нервы, выносливость и крепкое здоровье. Иногда приходится проводить на дороге целые часы, в холод, в дождь, в жару, иногда - целыми днями голодать или питаться так, что у мамочки сердце бы разорвалось. Еще довольно легко попасть в переделку, одним словом, отправляясь в путешествие, необходимо сознавать, что вы полностью отдаетесь в руки фортуны.
НЕСМОТРЯ на все это, на дороги выходят даже девушки. Правда, лучше все- таки слабому полу сотрудничать с сильным. Это делает путешествие более безопасным и облегчает его. Девушку с парнем подберут быстрее, чем одного парня, - двое выглядят менее криминогенно. Одну девушку подберут, конечно, еще быстрее, но... сами понимаете, о чем я.
Есть страны, более пригодные для автостопа, есть менее пригодные. Легче всего путешествовать по Бельгии. Довольно приятный автостоп во Франции или Германии - там народ богатый, непуганый. Но не дай Бог попасть на дороги Испании или Португалии. Проклянете все на свете.
Что с собой взять? То же самое, что и в обычный поход: флягу, котелок, необходимые продукты, палатку, которую, кстати, придется использовать с большой осторожностью: ведь почти вся земля за границей - чья-нибудь. Есть, правда, специальные палаточные городки, но там нужно за все платить, даже за дрова.
И все же, несмотря на трудности, такое путешествие оставляет Незабываемые впечатления. Недаром знак автостопа - кулак с поднятым вверх большим пальцем: это действительно здорово. Да что говорить, попробуйте сами. Ведь скоро лето.