Примерное время чтения: 3 минуты
209

ОСТАП БЕНДЕР XIX ВЕКА. Хлестаков, оказывается, "стучал"

Про похождения Хлестакова в гоголевском "Ревизоре" мы обычно узнаем еще в школьные годы. Однако до сих пор среди историков и литературоведов нет единого мнения о том, кто же послужил прототипом легендарного персонажа. Один из кандидатов на эту роль - известнейший в прошлом столетии авантюрист-провокатор Роман Медокс.

Англичанин по происхождению, Медокс был выходцем из театральной семьи и обладал, судя по воспоминаниям современников, уникальным даром перевоплощения.

ЗИМОЙ 1812 г. в Георгиевск, тогдашний административный центр Кавказа, явился молодой человек. Представившись поручиком лейб-гвардии конного полка и адъютантом министра юстиции Соковниным, он предъявил вице-губернатору барону Врангелю документы, будто бы выданные ему правительством для сбора ополчения "из черкесов и разных племен кавказского народа".

Местные власти тотчас выдали поручику 10 000 рублей и разослали горским князьям призывы принять участие в сборе ополчения. Начальники же по военной и гражданской части наперебой стали заботиться об угощении и увеселении чиновника "из Санкт- Петербурга": одни забавы сменяли другие...

Представив почтмейстеру подложное предписание на право ознакомления со всей официальной перепиской, Соковнин-Медокс перехватил направленные в столицу рапорты местного начальства, где содержались упоминания о его приезде. Командующему же Кавказской линией генералу Портнягину лжепоручик заявил, что правительство давно уже не доверяет барону Врангелю и что о действиях кавказской губернаторской власти будет направлен секретный доклад в Петербург...

Однако комедия все же получила скорую развязку. О явившемся на Кавказ самозванце стало известно министру юстиции, а затем вся история была доложена государю. По приказу Александра I Медокс был доставлен в Шлиссельбургскую крепость.

ВПРОЧЕМ, приключения авантюриста на этом не кончились. В 1826 г. в Шлиссельбургской крепости состоялось первое знакомство Медокса с декабристами. Заведя дружбу с Пущиным, Юшневским, братьями Бестужевыми, "любознательный" молодой человек старался узнать как можно больше об отношениях в среде заговорщиков. Ему удалось даже выведать азбуку, с помощью которой перестукивались декабристы.

Выпущенный на волю весной 1827 г., Медокс через два года появляется в Иркутске, где тогда служил городничим А. Муравьев - осужденный по делу декабристов и помилованный, но остававшийся под подозрением. Пробравшись в дом Муравьева под видом "жениха" сестры его супруги, он принялся регулярно информировать III отделение жандармского корпуса об отношениях "неблагонадежного" городничего, его родственников и знакомых с осужденными декабристами.

В 1832 г. последовала провокация более крупного масштаба. В одном из своих доносов Медокс сообщил Бенкендорфу, что он "открыл" обширное тайное общество "Союз великого дела", целью которого якобы стало продолжение дела декабристов. Запуганное призраком вольнодумства правительство Николая I попалось на удочку, и Медокса со всем вниманием препроводили в столицу.

Пока III отделение проводило серьезное расследование, Медокс развлекался в Москве, успел выгодно жениться, а затем внезапно исчез вместе с жениным приданым. Однако авантюриста снова подвела переоценка собственных возможностей. Истратив все деньги в кутежах в провинции, он вернулся искать удачу в Москву, но... был выдан полиции родственниками жены. На сей раз новые "разоблачения" и доносы не помогли, и в 1835 г. Медокс снова, теперь уже надолго, попал в Шлиссельбургскую крепость.

Татьяна АНДРЕЕВА, кандидат исторических наук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно