Примерное время чтения: 3 минуты
211

СОЦОПРОС. Театрал предпочитает звезд и вечные сюжеты

Сотрудники Российского института искусствознания подготовили и предоставили "АиФ" материал, посвященный сегодняшней экономической ситуации в театре и на театральном рынке, а также социологический опрос, позволяющий составить обобщенный портрет "потребителя" - театрального зрителя.

НА КАКИЕ средства существует сегодня театр? Есть три источника финансирования: бюджетное, из региональных фондов поддержки культуры и разовые пожертвования. Причем доля государственной помощи поистине львиная - свыше 90% (с 1990 г. она выросла с 55,9%). И тем не менее затраты на театральное производство и различные отчисления никак не окупаются ни льготной системой налогообложения, ни повышением цен на билеты.

Как ни странно, цены низкие. Театры пока робко и пассивно строят свою ценовую политику, боясь потерять зрителя, чьи доходы якобы не позволяют посещать "дорогие" театральные залы. И здесь театры, оказывается, ошибаются! Сами зрители, как показывает опрос, более высоко оценивают и собственную платежеспособность, и театральную "продукцию", за приобщение к которой они готовы платить большие деньги. Это касается даже зрителей с самым низким доходом. Так, около 85% выразили готовность платить более 2,5 тыс. за билет, а 31,6% - более 9,5 тыс. В среднем от 58% до 73% согласны платить свыше 4,5 тыс. за билет. Сегодня же цена на билет колеблется (в зависимости от театра и от спектакля) от 600 руб. до 10 тыс. Вообще же цены на билеты в театры выросли с 1991 г. в 63,5 раза (для сравнения: они выросли на продовольствие в 198,9 раза, а на платные услуги - в 809,7 раза).

Кто же этот зритель, так щедро готовый платить за искусство? Кто у нас ходит сегодня в театр? Театральный зритель - это около трети взрослого населения (в Москве - 42,7%, в Перми - 39, Краснодаре - 18). В подавляющем большинстве это женщины. У мужчин - всего четвертая часть от общего числа посещений театров. Женщины и более разборчивы в потреблении театральной продукции - в так называемой "элитарной" зрительской группе 81% женщин, в основном от 18 до 25 лет.

Наибольшая активность в посещении театров - до 35 лет (70% посещаемости). Возникновение семьи в 25 - 30-летнем возрасте, рождение детей препятствует в дальнейшем зрительской активности.

Почему зритель идет в театр? Что он предпочитает?

62% театральной публики, оказывается, вполне могут прожить и без театра. А вот 38% - стабильная аудитория, имеющая свои вкусы и привязанности (часто - к конкретному театру, репертуару, актерскому составу). Здесь лидирует актерский фактор, что заметно даже по объявлениям в билетных кассах, где крупными буквами часто обозначается не название спектакля и не фамилия режиссера-постановщика, а актера, актрисы.

Зритель охотно идет на популярных актеров, на звезд - 63% публики. Идут и "на зрелище" - с эффектными декорациями, костюмами, музыкой - 37%. Идут на классическую пьесу - 33%. На режиссера - 28% и на "эксперимент" - 15%. При этом самая большая доля зрителей, идущих "на режиссера", среди московских театров - в "Современнике". В Малом же 81% идет на классику.

Подготовила Марина МУРЗИНА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно