НА ЭТОТ счет у самих чиновников существует несколько мнений. Первый, так сказать, официальный: все дело в министерствах. Большинство бывших союзных министерств и некоторые российские, вместо того, чтобы почить с миром, преобразовались в различные АО, комитеты, службы и агентства и остались сидеть, где сидели. В частности, Госснаб стал называться "Росконтрактом" и сохранил 107 тыс. м"sup"2"/sup" на 170 человек.
Версия эта так горячо любима госслужащими еще и потому, что на ней хорошо демонстрировать сокращение аппаратов. Действительно, в застойные годы было свыше 60 субъектов исполнительной власти (министерств, госкомитетов и т. п.) союзного уровня и порядка 40 российского. Сегодня же осталось 24 федеральных министерства, ФСК, Государственная налоговая полиция и 28 государственных комитетов, просто комитетов, федеральных служб и центров.
Эта версия, однако, не учитывает, что российскому обывателю все равно, где сидели и где сидят министерства. Он и прошлых их адресов не знал и новыми не интересуется. Его волнует другое, то, что на виду. Почему прежде Москва могла вместить два Верховных Совета и два Совмина, а сейчас для одного парламента приходится расчищать место?
На этот счет существует другое объяснение. Раньше большая часть народных избранников слеталась в Москву только на сессии и съезды, а теперь все Федеральное Собрание работает в столице на постоянной основе.
Как же размещаются теперь центральные власти?
Для Государственной Думы (450 депутатов) подготовили Госплан и соседнее здание (общей площадью 102 тыс. м"sup"2"/sup"). Кроме этого, она наследовала приемную Верховного Совета.
Верхняя палата парламента - Совет Федерации (178 членов) разместился в здании Дома прессы (общая площадь 27,5 тыс. м"sup"2"/sup", полезная - около 9 тыс.). Если вычесть залы заседаний и приемные, на каждого депутата придется порядка 9 м"sup"2"/sup" (по 2 депутата и 2 их помощника в кабинете). Председатель Совета Федерации и его Секретариат занимают 431,1 м"sup"2"/sup".
Правительство переехало в "Белый Дом", который по праву можно считать "символом русского характера": из 172,7 тыс. м"sup"2"/sup" под кабинеты можно использовать только седьмую часть. Остальное - залы (5 тыс. м"sup"2"/sup"), холлы и лестницы (32 тыс.), столовые и буфеты (11 тыс.), технические этажи (73 тыс.). Численность ответственных работников аппарата правительства - 850 человек. Самый большой кабинет - премьерский - 80 м"sup"2"/sup", 100 м"sup"2"/sup" - приемная. Рядовым служащим досталось по 6 - 7 м"sup"2"/sup".
Зав. отделом организационно-технического обеспечения В. Катуков жалуется на мебель: "Купили итальянскую, громоздкую и негигиеничную. А могли бы - отечественную: людям было бы сидеть попросторнее. Старая площадь нас больше устраивала".
"СОКРАТИМ АППАРАТ. УДЛИНИМ ЗМЕЕВИК"
В ТЕХ кабинетах, о которых сожалеет правительство, разместилась новая руководящая и направляющая сила - Администрация Президента.
Руководитель аппарата С. Филатов так прокомментировал по ТВ недавний указ Президента о сокращении штатов Администрации: Президент подписал сокращение на одну треть, а у нас штаты неукомплектованы на 400 человек, что, собственно, и составляет эту одну треть. Неискушенному читателю легко подсчитать, что вся Администрация Президента сейчас составляет 1200 человек. Но это лукавство. Во- первых, по нашим данным, только численность тех, кто состоит непосредственно при Президенте, составляет порядка 1800 человек. А кроме них, при Администрации Президента существует Государственно-правовое управление, Контрольное управление, Совет безопасности, связь, библиотеки и архивы, Управление делами и прочие организации, расположенные в Кремле, на Новом Арбате, на Старой площади, - всего почти в 40 московских зданиях.
Вообще все эти разговоры о сокращении аппаратов напоминают старую шутку: "Сократим аппарат - удлиним змеевик". Госслужащие по-всякому пытаются объяснить, что рост их числа по сравнению с союзными временами - не более чем иллюзия. Однако избегают при этом пользоваться цифрами. А все из-за того, что с цифрами картина получается прямо противоположная.
В 1990 г. в России управленцев всех уровней (от союзного до поселкового) было 882 тыс. человек. В следующем - последнем союзном - 1991 г. их стало меньше - 715,9 тыс. Зато в 1992 г., после развала СССР, конца КПСС и комсомола, аппарат неожиданно увеличился на 14%.
С тех пор он продолжает "планомерно" пухнуть. В августе 1994 г. нами правило уже в полтора раза больше чиновников, чем при Союзе (свыше миллиона человек).
Больше всего раздуло городские и районные аппараты. Но и центральная верхушка ненамного от них отстала. Сегодня в Москве сидят 38,5 тыс. "правящих". В 1991 г. здесь было 43,8 тыс. управленцев союзного уровня и 14,9 тыс. российского. Теперь вычтем отсюда численность партийных и комсомольских аппаратов, а также руководство других общественных организаций и потребкооперации, которые раньше попадали в статистику по центральным аппаратам. И получится, что то количество, которое раньше управлялось с шестой частью суши, теперь не может совладать с одной Россией.
Штаты управленческих структур в среднем по России недоукомплектованы на 15%. Лучше всего обстоят дела с руководителями - их штаты заполнены на 96%. Всего среди госслужащих руководители составляют 36%. На федеральном уровне руководителей еще больше - 46,6%. Таким образом, на каждого начальника приходится по 1,2 подчиненных (!).
Существуют также структуры, "обеспечивающие" работу (Секретариат, отдел кадров и т. д.). Например, в Совете Федерации на 178 избранников полагается 178 помощников и 673 работника аппарата. А кроме подчиненных, есть еще и обслуга.
Например, в Доме правительства штат Управления по эксплуатации здания более 1000 человек (превышает штат правительства), 300 - 350 только одних уборщиц.
Комфорт на работе и на отдыхе 6,5 тыс. госслужащих, работающих в Администрации Президента, Госдуме, Совете Федерации, правительстве, Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах обеспечивает Управление делами Администрации Президента под руководством П. Бородина. В его распоряжении 50 тыс. человек (уборщицы, электрики, водители и т. д.), 82 предприятия, 3 отеля, 8 дачных комплексов, 5 подсобных хозяйств, ателье, мебельные фабрики, столовые и т. д.
"ДОРОГИЕ" ПРАВЯЩИЕ
УПРАВЛЕНИЕ делами в 1994 г. стоило налогоплательщикам порядка триллиона рублей (и еще где-то 25% они "заработали" сами, предоставляя элитные удовольствия коммерсантам).
П. Бородин не без гордости отмечает, что наш "Белый дом" в сравнении с американским все равно что дворец падишаха по сравнению с сараем: "Тот - совсем маленькое зданьице, двухэтажное, новодел, то есть, а-ля старина".
- А вы не боитесь так говорить? - поинтересовались мы. - В Америке получше нашего живут, а Белый дом у них поскромнее.
- А кто сказал, что мы плохо живем? - удивился Павел Павлович. - Я езжу по стране, и у меня люди бывают, и вижу -кто хочет деньги заработать, тот может. Я вам так скажу: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.
Непосредственно на государственное управление в 1994 г. было потрачено 2% от расходов бюджета - 3,5 трлн. руб. Законодательная власть стоила чуть меньше 500 млрд., исполнительная - чуть больше 500 млрд. Около триллиона ушло на некоторые "прочие" расходы на общегосударственное управление.
В первом полугодии 1994 г. на оплату труда работников центральных органов исполнительной власти было затрачено почти 50 млрд. руб., что составляет 0,1% от общего фонда оплаты труда, в то время как численность этих работников (30 тыс. человек) составляет 0,04% от общего числа занятых.
... Во время подготовки этого материала в кулуарах власти мне встретился человек, который, узнав об этих подсчетах, с грустью сказал: "Вы бы лучше посчитали, сколько здесь работает профессионалов". Выходит, это не одно и то же...