Интересно, в связи со сложившейся в стране ситуацией изменился ли каким-то образом контингент в психбольницах? Я, например, считаю, что из-за неудачи с акциями, когда человек вложил в них все состояние, а контора прогорела, у психически неустойчивых людей вполне может помутиться рассудок. Не появились ли у нас вместо Наполеонов и Цезарей Лени Голубковы или Просто Марии? От этих сериалов тоже можно ожидать чего угодно...
Г. Шмаков, Рыбинск.
На вопрос отвечает С. ЦИРКИН, директор НИИ профилактической психиатрии.
ДЕЛО в том, что сейчас больные с идеями величия встречаются крайне редко. Я работал в больнице имени Кащенко, клинике НИИ психиатрии на протяжении 20 лет и не помню, чтобы кто-то считал себя Наполеоном или, как в анекдотах, чайником. Был, правда, один больной с двойной ориентацией: он признавал себя, со своей фамилией и именем, но одновременно у него не вызывало сомнений, что он - Константин Заслонов. В зависимости от состояния больше проявлялся один или другой.
Был больной, который считал, что его отец - Брежнев. Номер партийного билета у его отца начинался с двух нулей, что, по его мнению, и являлось символом великого человека.
Бред величия - часть фантастического бреда вообще: мировых катаклизмов, войн, в которых человек принимает активное участие или считает себя их организатором. В 20% случаев такая болезнь, как шизофрения, принимает бредовые формы. Из этого числа только у каждого десятого появляется фантастический бред. Учтенная распространенность шизофрении у населения -1%.
Никаких новых "героев" не появилось. Во-первых, потому, что в принципе такие больные крайне редки, а во-вторых, уж какое психологическое давление ни оказывали на людей раньше, как ни почитали Ленина и других героев в свое время, никто себя ими не возомнил, а Голубковы и Просто Марии ни в какое сравнение с ними не идут.