Примерное время чтения: 5 минут
89

ГЛАВНЫЙ КИНОПРИЗ ГОДА. "Ника": сестра "Оскара" и дочь Гусмана

За семь лет существования "Нику" так много ругали, что интерес к церемонии вручения профессионального приза кинематографистов стали проявлять люди, космически далекие от кинематографа. Так что ругать неинтересно, тем более что к семи годам ребеночек вроде начинает выравниваться.

ХОДИТЬ на "Нику" стало престижно - церемонию с удовольствием посещают представители бомонда, чувствующие себя в смокинге как рыба в воде, знаменитые артисты, банкиры, музыканты и спортсмены. Стараются не пропустить это событие и представители первой и второй древнейших профессий. Остальные же, которые "тоже хочут", вынуждены топтаться на морозе и стрелять лишний билетик или прорываться с боем, что с каждым годом становится все сложнее. Глядя на это в буквальном смысле леденящее душу зрелище, поневоле задаешься вопросом: значит, это кому-нибудь нужно?

Да, действительно нужно. Нужно и самому Гусману - для неутомимого кавээнщика помпезное действо сие просто необходимо в качестве поддержки и стабилизации интереса россиян как к Дому кинематографистов вообще, так и к персоне самого Юлия Соломоновича в частности. Благодаря празднику, который сам создал, и незаурядным способностям шоумена Гусман сегодня популярнее любой кинозвезды.

Кинозвездам "Ника" тоже нужна - и не только для того, чтобы сравняться в популярности с Гусманом. Если ты сыграл замечательную роль в прекрасной картине, которую все равно никто не увидит, - не грех обозначить прожитый год хотя бы призом, чтобы он не остался прожитым бесцельно. Согласитесь, жизнь актера в нашей стране все-таки приобретает некий смысл, если вся страна, которая не видела фильма, да и актера-то самого не больно знает, увидит из картины маленький кусочек, посмотрит на лицо актера и запомнит его фамилию. Система звезд необходима кинематографу, как необходимы и новые имена - и в том, и в другом случае "Ника" оказывает русскому кино помощь, которую трудно переоценить.

"Ника" нужна тем деятелям кинематографа, которые по роду своих занятий всегда остаются за кадром и, являясь полноправными соавторами кинопроизведения, никогда не становятся центром внимания. Глупо говорить, что им это и не нужно, - достаточно посмотреть на взволнованные и растроганные лица звукооператоров и художников по костюмам...

"Ника" нужна банкирам и прочим спонсорам - тем, кто насытился сознанием собственной материальной состоятельности, уже не хочется быть просто одиозными "денежными мешками" - хочется делать культуру, и делать ее красиво. Участие в подобном празднике - лучшая реклама любой фирме плюс репутация по-настоящему культурного учреждения.

"Ника" нужна "академикам" - лучшим кинематографистам страны, которые и определяют победителей путем заполнения рассылаемых им анкет с номинантами. В перерывах между творческой деятельностью они, как правило, постоянно друг с другом за что-то сражаются, "Ника" же несет в себе определенный консолидирующий заряд.

"Ника" нужна всем, кто любит кино и хочет что-то о нем знать, а имеет эту возможность лишь благодаря телетрансляциям с подобных праздников. "Ника" нужна России, как бы фальшиво и помпезно это ни звучало. Страна, наполнившая карманы нуворишей и опустошившая закрома культуры, все же имеет почти вековые кинематографические традиции и должна иметь свои постоянные профессиональные призы. Плохи они или хороши - вопрос другой; "Нику" так часто сравнивали с "Оскаром" и "Пальмовой ветвью", порой вполне справедливо не оставляя от первой камня на камне. Но ведь чтобы создать достойную традицию, надо когда-то с чего-то начать, получив за это все заслуженные и незаслуженные шишки.

Какова же была сегодняшняя "Ника"? Она уже не оставляла ощущения бесконечной затянутости, хотя регламент "вручальщикам", видимо, все-таки неплохо было бы установить. Были традиционные Ширвиндт с Державиным в нетрадиционных цыганских шалях, разбавившие мужской дуэт Роксаной Бабаян; была закованная в кольчугу Сергеем Микульским Любовь Полищук, которую народ в зале без помощи Гусмана вряд ли распознал бы; был Гарри Каспаров, который сетовал на то, что его снова "поместили" где- то между наукой и искусством, несмотря на тщетные попытки гроссмейстера назваться спортсменом. Была забавная переводчица представителя фирмы", которой не по зубам было слово "кинематографисты", но которая достойно вышла из положения, назвав последних "людьми кино"; информационное агентство "АТАС" - Инин с Аркановым, читавшие свои забавные новости почему-то без штанов; был призер Артур Аристакисян в свитере и джинсах, у которого из-за волос не было видно лица и который никак не мог найти себе место в президиуме; были очередные "девочки Гусмана" тр да в туниках, то ли без них, и очередные военные музыканты, загримированные под запорожских казаков. Без двух последних явлений для Гусмана, видимо, и праздник - не праздник... Сам "ведущий- отец" был, как всегда, остроумен, однако как мне показалось, не в меру прост в общении с залом ("Володарский, вы не жуйте, вы хлопайте" и т. д.). К тому же, занятый бесчисленными оргвопросами, любимец публики, видимо, не успел поупражняться в технике речи, и некоторые его шутки не вызвали должного отклика именно в силу невнятного их произношения. Что же до номинантов и призеров - названы были достойнейшие. И неутомимому Гусману впору самому получить какой-нибудь приз как "лучшему организатору вручений призов" - что-нибудь вроде дирижерской палочки с кулаком-набалдашником на конце: без кулака сегодня в России подобным праздником не сдирижируешь...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно