То, что минимальная зарплата была наконец повышена, - известие, безусловно, приятное. Однако воспринимать его буквально следует разве что билетным контролерам и налоговым инспекторам.
МИНИМАЛЬНАЯ зарплата - никакая не зарплата, а так, одно название. И не потому, что 43,7 тыс. руб. сегодня явно не деньги: даже "непритязательные" в еде, жилье и одежде создатели прожиточного минимума признают, что на такую сумму можно просуществовать 5 дней 17 часов.
Минимальная зарплата - это некий эталон, с помощью которого рассчитываются штрафы и налоги. В натуральном выражении он существует разве что в виде детских пособий.
Зарплата же, которую получают 25 млн. бюджетников, рассчитывается с помощью совсем другого эталона - первой ставки тарифной сетки. Почувствуйте "две большие разницы": повышение минимума с 1 мая на заработке бюджетников никак не отразится.
Первая ставка тарифной сетки была повышена последний раз в марте этого года с 22,4 тыс. руб. до 39 тыс. Любому второкласснику ясно, что такое повышение должно было бы увеличить расходы на бюджетников почти в 2 раза. В масштабах государства выходило весьма накладно.
Поэтому в параллель к этому было принято другое решение: о пересмотре всей тарифной сетки и ее коэффициентов. Сетка "сжалась". Если раньше разница в оплате труда специалистов 18-го и 1-го разрядов составляла 10,2 раза, теперь - только 7,5.
Можно подсчитать, сколько потерял работник, скажем, 4-го разряда от "сжатия" сетки. До 1 марта он получал 45,8 тыс. руб. Если бы тарифные ставки были просто повышены, а коэффициенты остались прежними, то после 1 марта он стал бы получать 74,5 тыс. руб. По новой же сетке выходит 61 тыс.
Это изменение в зарплате было громогласно названо "повышением в среднем на 30%". Вопрос же о том, что, подарив бюджетникам в среднем 30%, у них в среднем 40% еще и украли, все постарались на цыпочках обойти.
Можно еще вспомнить, что цены за те 8 месяцев, что зарплата не повышалась, выросли не на 30% и даже не на 70%, а в 2,5 раза. Не говоря уже о том, что и предыдущее, июльское "повышение" отстало от инфляции на 150%. А если учесть, что многие бюджетники сидят месяцами без зарплаты, то подсчитать все потери смогут лишь те казуисты от арифметики, что сочиняют подобные постановления.
Средняя зарплата бюджетников не дотягивает даже до прожиточного минимума, который составляет сегодня порядка 230 тыс.
По международным нормам уже первая ставка должна равняться 1,5 прожиточным минимумам. По нашим нормам, лишь специалист 14-15-го разряда зарабатывает достаточно для того, чтобы поддерживать в себе огонь жизни. Только ректор института может позволить себе завести собачку. Иждивенца содержать не может никто.
И еще такая тонкость. Видимо, раздумывая о социальной справедливости, решили первым четырем разрядам доплачивать суммы от 11,7 тыс. до 4,8 тыс. руб. соответственно. Цель у этих доплат, как нам представляется, может быть только одна - заморочить голову тем, кто будет эти деньги получать. (А таких, кстати, немало - 26% от общего числа бюджетников). О чем еще всерьез можно говорить применительно к сумме 5 тыс. руб.
Обратите внимание, что те у нас, кто считает деньги, очень любят всякие подбавки, прибавки, добавки. Мол, "вот всем что-то по закону и еще плюс сверху кое-что, глядите не оброните. Нам чужого не надо: даже обрезки какие остались - и те поделили на всех". Причем никогда это не назовут "подачкой", а обязательно доплатой. Никогда не напишут: "нате уж, все равно нам все не унести", а непременно "увеличивается дополнительно", можно подумать, от себя отрывают.
Между тем зарплата у бюджетников из аппарата управления, которые делят деньги и сочиняют законы, в 2,5 раза выше, чем у прочих бюджетников. Если взять, например, Минфин, то средняя зарплата там в марте составляла 1 млн. 237 тыс. руб., в Госкомимуществе - 845 тыс., в Минэкономике - немудрено, что с экономикой у нас все в порядке, - 574 тыс. В Центробанке же и вовсе зарабатывают по 13 млн. (Может, они сами их и печатают.) А по тарифной сетке специалист самого высокого разряда получает сегодня всего лишь 294 тыс.
Дореволюционные табели о рангах включали всех госслужащих: от чиновников и военнослужащих низшего разряда до канцлера. Современная же тарифная сетка, хоть и называется единой, номенклатурщиков, однако, не включает. У нас, похоже, несколько бюджетов. Один - для всех, и денег там, понятно, не хватает. Другой - для избранных, и его запасы запросто позволяют повысить аппаратчикам и без того порядочные - вышеуказанные - оклады еще на треть (Указ Президента N 318 от 31.03.95).