Примерное время чтения: 5 минут
224

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ. Как бороться с терроризмом?

После Буденновска и Первомайского силовые структуры не пинает только ленивый. Диапазон критики - от президентского "проспали" до заявлений журналистов о полном крахе системы государственной безопасности. А что думают о борьбе с чеченским терроризмом сами силовики? Наш корреспондент попросил откровенно высказаться, не называя фамилий, представителей нескольких спецслужб.

РАЗВЕДЧИК: Ставку надо делать на новую тактику, новое оружие, новые кадры. Но прежде всего - на новое руководство. Мы ведь несколько раз сообщали о готовящемся нападении на Кизляр. А толку? Самая ценная развединформация тонет в бюрократическом болоте, в межведомственных сварах и дрязгах. Система борьбы с терроризмом, которая была раньше, в результате необдуманных псевдореформ оказалась сломанной. Новая только создается. Я имею в виду и антитеррористический центр в Москве, и чрезвычайный штаб по борьбе с терроризмом в Ставрополе, и аналитический центр в Кисловодске. Когда все это заработает в полную силу, неясно. Нужны деньги, время, люди. Пока этого нет, террористам у нас - раздолье.

Обидно, черт возьми, но пока мы в роли созерцателей. Действуем по принципу Черчилля: "Как важно и приятно знать все, что происходит в мире". Но наша информация по Чечне странным образом не реализуется. Например, сообщаем, что костяк армии Дудаева составляют около 1 000 наемников и матерых головорезов, которых остановит только смерть. Состав этих групп и места расположения известны. Так, в чеченском селении Гордали засела банда, куда входят 5 братьев Салмана Радуева. В селе Новогрозненское - ставка Масхадова. Возле Ведено сосредоточены силы Басаева. У озера Голубое, что рядом с дагестанским райцентром Бот лих, - 300 боевиков и среди них - пакистанские моджахеды "Черные аисты". В окрестностях печально знаменитого Рошни-Чу часто появляется Джохар Дудаев. Однажды с помощью радиомаяка даже навели на него авиацию. Но она чуть-чуть запоздала. В результате авианалета погиб лишь начальник личной охраны Дудаева. А были бы войска в достатке обеспечены новыми разведывательно-ударными комплексами, способными в считанные секунды реализовывать на большом расстоянии развединформацию, не уйти бы всей банде. А пока нет очень многого. И главное - приказа Верховного. Армия связана по рукам и ногам.

СПЕЦНАЗОВЕЦ: Кто прошлым летом приказал нашим войскам в Чечне "Стоять!", когда от семнадцатитысячной группировки дудаевцев осталось не более восьмисот организованных в банды боевиков?

Однажды, уже в самом Первомайском, нас накрыл залп из "Града". Какой дурак приказал стрелять из него? Ведь эта система залпового огня бьет только по площадям. Если уж так не терпелось похоронить боевиков вместе с заложниками, могли бы применить "Смерч". Его кассетные боевые части такое компактное село, как Первомайское размером всего 500 на 800 метров, сразу же в кратер вулкана превратили бы. Одно, наверное, наших "гуманистов" сдерживало - слишком дорого. Ведь даже один заряд к более дешевой системе "Ураган" мы продаем за 5650 долларов США. "Смерч" стоит во много раз больше.

Бороться с терроризмом "Градом", "Ураганом", "Смерчем" - это все равно что убивать комара у себя на лице кузнечным молотом. А ведь ведутся разработки "бескровного" оружия для спецназа. Например, лазерная винтовка, говорят, испускает тонкий луч и надолго расстраивает зрение террориста. Больше чем на час ослепляет всех людей в радиусе нескольких сот метров световая бомба. А у нас в Первомайском даже обычных гранат-вспышек не было.

Изобретена в Америке для спецподразделений акустическая бомба. Она издает звуки очень низкой частоты, как при 9-балльном землетрясении, вызывает тошноту и полностью расстраивает координацию движений. Временно выводят из строя людей заплечные ранцы с липучей пеной. Несколько струй такой "липучки" в автобус с заложниками - и все крепко склеены по рукам и ногам. А у нас даже Ельцину лишь снайперскую винтовку "Винторез" да автомат "Клен" все показывают. В подразделениях спецназа о новом оружии уже и не мечтают. Нет денег.

ПОГРАНИЧНИК: Из-за крохоборов в Москве мы скоро будем бороться с террористами, считай, голыми руками. А ведь только в прошлом году 67 пограничников погибли, около 150 получили ранения. Несколько дней назад попали в дудаевскую засаду наши ребята у станицы Нестеровская, что на границе с Чечней. Два офицера были сразу убиты, еще пятеро "погранцов" ранены. У них не было бронежилетов. Ведь только у каждого десятого пограничника, воюющего на таджикско-афганской границе и в Чечне, есть "броник". Чтобы всех "зеленых фуражек", находящихся в горячих точках, обеспечить средствами индивидуальной защиты, надо 60 миллиардов рублей. На спасение солдатских жизней Минфин денег не дает.

Вот и с чеченскими террористами мы должны бороться задарма. Ни рубля специально не выделено на обустройство границ с мятежной республикой. А надо немало. Один километр нормальной границы стоит более 2 миллиардов рублей. В горах - 3 миллиарда. Всего, чтобы отгородиться от Чечни "железным занавесом", надо 5 - 6 триллионов рублей. Цифры астрономические. Правда, только в этом году на восстановление Чечни власти России выделяют 16,2 триллиона рублей. А сколько денег и главное - жизней угрохаем туда в будущем?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно